громыко:
Последнее время меня на встречах с читателями начала преследовать тема фанфиков, причем в достаточно необычном ключе - публикация фанфиков. Видимо, это из-за моего бурного фб-шного прошлого и бессовестно открытой позиции по отношению к данной теме ))
Я на самом деле очень хорошо понимаю фанфикеров - столько букв набито, столько восторженных читателей привлечено, и что, зря?! Пока фанфик пишется, всем весело, в комментариях кипит обсуждение, автор восхваляется, недовольные презрительно затролливаются (мне завидно, честное слово!), а тут вдруг конец и все, пустота, и читатели умоляют издать эту прелесть, "круче чем у автора", на бумаге. Почему бы и нет? К тому же перед глазами стоят прецеденты: Гаррии Поттер/Таня Гроттер, Сумерки/50 оттенков серого и всевозможные авторские серии, то есть издание фанфиков из плагиата уверенно перешло в раздел нормы.
Еще одно небольшое завистливое отступление: у компании Bubble недавно случился конфуз, художник обложки нового выпуска комиксов использовал в качестве референсов рисунки известного зарубежного художника. Поднялся лютейший срач, художники и фанаты слетелись со всего интернета и стали клевать плагиатора, хотя степень подобия и узнаваемости была гораздо ниже, чем у фотошопных обложек современных книг. В итоге весь тираж был уничтожен, компания влетела на миллионы, зато авторское право восторжествовало. С фанфиками такого не будет, не беспокойтесь. Запретить публиковать их чрезвычайно сложно, так как крадется идея, а не дословный текст. Переписал сцену своими словами, и все, в суд на автора уже подать невозможно. Хотя, насколько я слышала, за рубежом с этим намного серьезно и тому же Емцу туда дорога заказана. Но ему и тут аудитории выше крыши хватает. Сумерки же с оттенками серого, на мой взгляд, практически не коррелируют, и если бы я не знала, откуда у них ноги растут, ни за что бы не догадалась. Там, насколько я понимаю, автор просто взял имена героев и построил на них свою эротическую фантазию, а потом абсолютно безболезненно их выкинул и получил оригинальное произведение (но душок-то остался, и дальше я о нем еще скажу).
читать дальшеПоэтому, когда меня спрашивают, как я отношусь к идее, что автор опубликует фанфик по олухам, я обычно пожимаю плечами и спрашиваю: "А зачем?" (Не буду врать - мне досадно, что кто-то влегкую потырит мои наработки, на которые я кучу времени ухлопала, но Вольх...ню я уже пережила, переживу как-нибудь и олух...ню. К тому же в литературе плагиат действительно весьма расплывчат).
На одном интервью мне ответили: "Ну ведь такая прекрасная книга пропадает! Автор пишет круче вас. Почему бы вам не замутить авторскую серию, и пусть там издаются книги по вашему миру?!"
Я готова охотно и чистосердечно признать, что данный автор пишет лучше меня. Как минимум для данного читателя. Идеальной книги не существует, кому-то хочется побольше чувств, кому-то драйва, кто-то требует главного героя-женщину или от первого лица. Мне даже показывали восторженные комментарии на фанфик, где все мои герои умерли, и читатели в восторге по этому поводу. Аудитория вообще неоднородна, и хотя основная часть все-таки предпочитает читать именно меня, с каждой книгой от нее откалываются куски, которым я не попала в фанон. И вот они да, охотно почитали бы по миру Громыко, но не Громыко.
Окей, допустим, у меня есть авторская серия и в нее идет набор. А теперь давайте немножко абстрагируемся от моей/вашей книг и откроем любую другую авторскую серию. Лукьяненко, скажем, или Перумова, или еще кого (сталкера и иже с ними не берем, это другой коленкор - там изначально не было основного автора, под которого подделывались, только идея придуманного Стругацкими мира). Что мы видим? Обложку, на которой крупными буквами написано: "МИРЫ ЛУКЬЯНЕНКО" или "ПЕРУМОВ ПРЕДСТАВЛЯЕТ", а имя настоящего автора скромненько притулилось внизу или вообще на обороте. Заглядываем в отзывы: "По сравнению с Лукьяненко...", "В серии Семеновой эта книга..." Автор, как бы прекрасно он не писал, воспринимается безжалостным массовым читателем как литературный негр, нанятый исключительно ради бабла. Перевернем книгу и посмотрим на тиражи. У автора - 20-100 тысяч, у соавтора 3-10. Все по той же причине - большинство предпочитает читать оригиналы, а не дженерики. Вы готовы стать тенью автора, которую читают только ради автора?
Полистаем отзывы дальше. Каждый второй - "Как не стыдно наживаться на читательской любви к серии, автор, пиши сам!" Мне таких отзывыв о себе не хочется, извините. А ведь в интернете их, в отличие от отзывов на личной страничке, никак не забанить и не затроллить...
На встрече с читателями в Киеве на тот же вопрос я получила ответ: "Ну как зачем - для рекламы, вы же бренд!"
Действительно, в наше время молодому автору-фантасту одновременно и легче, и сложнее пробиться. Шанс издаться вырос на порядок, но на порядок же упали и тиражи, а вместе с ними и вероятность, что вас заметят и запомнят. Поэтому, чтобы раскрутиться, используется два варианта: повышенная писучесть (книга в квартал) либо паровозик в виде тиражного автора, который затащит вас на писательский Олимп. Затащить-то он вас, может, и затащит (хотя как только ваш вагончик от него отцепится, тираж резко обвалится), но, как показала практика, имя этого паровозика навсегда к вами прилипнет. Мне сейчас вынимает мозг одна знакомая (да-да, ты знаешь, о ком я!!!), которая написала фанфик по мне, потом переписала его, попытавшись полностью избавиться от ассоциаций с исходным текстом, и все равно ей продолжают сыпаться комментарии: "ООО, какая прекрасная книга, а Громыко ты ее показывала, что она о ней думает?!" Инет все помнит, не надейтесь. Я мерзко ржу, знакомая рыдает и грозится сжечь книгу. И таких примеров на моей памяти - тьма, упомянешь какое-то имя - "ааа, это которая с подражания Вольхе начинала?". И ладно если это мои подруги (я дружу с кучей коллег-подражательниц - если что, я их просто не читаю )), а представьте, как страдают фанфикеры, которые меня не любят и пишут свои книги в пику мне, "Профессор был не прав"? Видела я и такое, не буду называть имена на чьих форумах Ведь каждый отзыв, даже восторженный, будет содержать в себе фразы: "...ты переплюнула Громыко...", "...Громыко я читать не смогла, а вот тебя..." и т.д. Вы, простите, в литературу плеваться с Громыко пришли, или создавать произведения искусства? С вечностью плеваться надо, а не со мной! )) Особенно если вы действительно пишете лучше меня.
Имхо, писать в чужую авторскую серию имеет смысл только когда у вас уже есть какое-никакое имя, и тогда ваше участвие в проекте поднимает его продажи, а не наоборот. В таком случае читателям, пожалуй, даже интересно становится, что любимый ими автор может написать на данную тему. Проблема-то не в самих фанфиках, а в уважении, к себе как творцу.
Так что я не отговариваю вас, мне просто интересно - зачем? Деньги за это платят смешные, фанатская любвь преходяща, а эта книга на вашей репутации останется навсегда. volha.livejournal.com/841832.html