главное, за что в ноги стоит поклониться Николаю и Лазареву - с середины 1830-х строятся заводы по производству консервов! Те, кто читал Нулевую Войну, помнят, насколько это был большой шаг вперед. Почему-то считается, что у нас консервы в армии и флоте стал вводить Александр II и начальник Морского ведомства Константин Николаевич. Однако первые "протоконсервные" заводики появились на юге в 1840-х. Мощность их была небольшой, что правда, но, суда, уходящие в дальние плавания вполне могли снабдить как отечественными изделиями, так и закупленными заграницей. Отличие наших консервов от английских - они упаковывались в фаянсовую посуду, а не в железную, и это были в основном варенья, а не мясо или основные блюда. Ибо считалось, что наш флот не так уж и далеко плавает, поэтому вполне может претендовать на свежатинку, а не на замаринованную пищу. Не получили такого рода консервные заводы распространения по другой причине - в 1840-х больше практиковалась сушка фруктов, то есть чаще всего снабжали корабли и полки пакетами сушеных трав и фруктов.
Бытует мнение, что Николай I вообще запретил ввоз консервов в Россию. Это не так. Например в Царстве Польском и Финляндии консервы не только ввозились, но и производились свои, правда в небольших количествах, и судя по всему сбывавшиеся на местном рынке, или в малом количестве - как товар из сегмента роскоши (вспомните Хлестакова и "суп в кастрюльке").
Николай просто был резко против некачественного продукта. Чуть ниже - более подробное объяснение от Гончарова.
На фрегат "Палладу" по ходу поставили британские консервы, перед таким дальним плаванием рисковать не стали. Вот что пишет Гончаров: «Кстати о презервах: кажется, я о них не говорил ни слова. Это… герметически закупоренная в жестянках провизия всякого рода: супы, мясо, зелень и т. п. Полезное изобретение — что и говорить! Но дело в том, что эту провизию иногда есть нельзя: продавцы употребляют во зло доверенность покупателей; а поверить их нельзя: не станешь вскрывать каждый наглухо закупоренный и залитый свинцом ящик. После уже, в море, окажется, что говядина похожа вкусом на телятину, телятина — на рыбу, рыба — на зайца, а всё вместе ни на что не похоже. И часто всё это имеет один цвет и запах. Говорят, у французов делают презервы лучше: не знаю. Мы купили их в Англии.».
Вообще в дальних плаваниях старались провизию закупать на месте. Вот выдержка из шканечного журнала фрегата "Диана": " В 7й день Апреля… <...> Сего числа происходила работа: тянули брам такелаж маляры красили фрегат внутри и белую полосу конопачики конопатили палубу привезено с берега продовольствия для команды: сухарей белых 340 пуд, лимонов 1000, чаю 8 фунтов, Сахару 4 пуда, патоки 20 фунтов, масла деревянного 10 фунтов, горчицы 15 фунтов чесноку 10 фунтов, сала бараньего 10 ф мыла для мытья лазаретного белья 2 пуда хрену 15 фунтов и разные медикаменты и склянки... " george-rooke.livejournal.com/734273.html