Ирландия - своего рода "задница мира" и край Европы, сюда даже римляне не доплыли, так что люди всегда тут жили наособицу, выстраивая причудливое общество со странной культурой. К XII веку тут сложилась очень самобытная цивилизация, не похожая ни на что из того, что тогда можно было увидеть в Европе...
читать дальше
Все древние ирландцы делились на рабов и свободных. Свободные жили большими патриархальными семьями - финами, состоявшими из кровных родственников (сыновей, внуков, дядей, племяников и пр.). Соответственно, каждый участник фины - финн. Возглавлял фину патриарх - флаха. Несколько финов составляли септ - группу людей, ведших свое происхождение от общего предка. Обычно это подчеркивалось фамилией, состоявшей из имени этого предка и приставок Мак (сын) или Уи (О' - внук). Несколько септов (обычно связанных родством своих общих предков) образовывали клан, а несколько кланов - племя, называвшееся туата (народ, страна). Во главе септов и кланов стояли вожди, а туата возглавлял выборный (из семию правителей) вождь, называемый ри (ака риаг), которого европейцы называли королем, и еще при его жизни ему выбирали наследника, которого называли танист. Число туата в Ирландии варьировалось вокруг цифр 80 и 100 (иногда 80, иногда 100, иногда 180).
Земля считалась собственностью всего септа, ее делили между флаха, которые, в свою очередь, распределяли ее между финнами. Если какая-то фина вымирала, надел возвращался в собственность септа. Пастбища же и леса были собственностью всех свободных общинников. Каждый вождь, ри и танист имели собственный "служебный" надел, который переходил к их преемникам в должностях. Также служебные наделы выдавались представителям особых профессий - филидам и бардам (высший и низший ранг стихотворцев и исполнителей песен, а также специалистов по истории и генеалогии септов и кланов), брегонам (знатокам права и обычаев, а также судьям), друидам (жрецам, которых с принятием христианства заменили монахи) и особым тяжеловооруженным воинам (обязанным за свой счет приобретать вооружение и доспех).
К V веку появилось традиционное разделение всей территории Ирландии на пятины, объединявшие несколько десятков туата - пять исторических провинций, отражавших сакральную схему "части света и центр": западный Коннахт (Коннаут), восточный Лагин (Ленстер), южный Муман (Манстер), северный Улад (Ульстер, ака Ольстер) и центральный Миде (Мит). В каждом образовалось свое "верховное надкоролевство" с правящей династией ри[агов] - Уи Конхобар (О'Коннор), Мак Мурхада (МакМурроу, ака Мёрфи), Уи Бриан (О'Брайен), Уи Нейлл (О'Нил) и Мак (ака же Уи) Лохлан (МакЛафлин) соответственно.
С того же V века в легендах, а примерно с IX века в истории появляются и верховные короли Ирландии - ард-ри[аги]. Это была в основном сакральная фигура, обитавшая в столице-святилище Таре (центре Миде - посему другое название титула король Тары) и претендовавшее на сбор дани со всех пятин. Этот титул был своего рода "переходящим" - им могли владеть правители любой пятины. Обычно претендент осуществлял "самозахват" Тары и подтверждал (либо не мог) свои претензии тем, что побеждал любого другого ри, кто бросал ему вызов. К концу XII века титул переходил попеременно в династиях Уи Брианов, Уи Конхобаров, Уи Лохланов и Уи Нейллов. Но ежели никто из "пятинархов" не решался вступать в борьбу за титул, верховного короля и не было - такие периоды могли длиться по нескольку [десятков] лет.
Ирландия около 900 года (тыц)
Естественно, что все туата, пятины и их правители бесконечно друг на друга наезжали, воевали и конфликтовали, так что сплотиться на время их могла заставить только какая-то особо внешняя опасность - типа большого (малые были много раз, и даже многия лета существовали викингские конунгства в Ирландии) нашествия норманнов, например, в 1014 году, когда верховный король Бриан Бору (Борома, Бороиме) из Мумана нанес данам ужасное поражение у Клонтарфа.
Конечно же, влиятельной силой в стране была церковь, но она была инкорпорирована в родо-племенное общество, все духовные должности были распределены между септами и кланами, монахи сами избирали аббатов, епископы не утверждались в Риме, и даже тонзуру тутошние клирики выбривали по-своему. В общем, папы Римские считали ирландскую церковь "практически еретиками" и были непрочь, если бы кто-нибудь взялся привести ее "к общему знаменателю"...
В общем, таковой была Ирландия в XII веке. Если кто-то хочет составить себе об этом "образно-культурное представление", то читайте "Похищение Быка из Куальнге" - сокровище мировой литературы прямиком с древнего Эрина...