Англо-ирландцы чем дальше, тем больше теряли "человеческий" облик", сливаясь с местным населением. Положение усугублялось тем, что большинство английских вельмож, имевших владения в Ирландии, вовсе там не появлялись, или бывали очень редко, так что их вассалы и субвассалы попросту "отбивались от рук", вытворяя кто во что горазд. В 1297 году в Дублине, по примеру "большой земли", был собран первый парламент лордства Ирландия, и в его документах есть постановление, посвященное "англичанам, которые начали вырождаться" - таковых предписывалось заставлять (под угрозой отъема их земельных владений и штрафов) одеваться и стричься по английской моде.

Помогало мало, и в 1342 году и.о. юстициария (лорд-депутат) Ирландии Джон Мориц (ака Моррис) попробовал выгнать со всех должностей в лордстве ирландцев, англо-ирландцев и тех, кто был женат на ирландках - и заменить "настоящими англичанами". А также захотел собрать все недоимки и начал отбирать земельные пожалования. Но "старые англичане" в ответ собрали свой собственный парламент с шахматами и монашками в Килкенни, составили протест, где требовали обуздать распоясавшегося чиновника, и послали его королю Эдуарду III. У короля был выбор - ну вот щас всё, нафиг, бросать, всю Столетнюю войну с французами, ага, и мчаться в жопу своих владений, в Ирландию, чтобы... Ну, или не бросать и не мчаться - распоряжения Морица были отменены, а англичане, рожденные в Ирландии, были признаны "истинными, как и все прочие".

Эдуард III решил отыграться на собственно ирландцах, а заодно устроить им со "старыми англичанами" развод. В 1367 году в Килкенни под руководством приплывшего-таки сына короля Лайонела Антверпа, герцога Кларенса, был собран новый парламент, на котором были приняты "Килкеннийские статуты" - документ, "отражающий расизм и нетолерантность британских оккупантов". Брак, усыновление и просто блуд с ирландцами (ирландками) запрещались, с ними даже не позволялось торговать (покупайте только английское!). Ирландские "законы брегонов" повсеместно отменялись и вводились английские. Запрещалось играть в ирландский хёрлинг (хоккей на траве), а также слушать и вообще впускать в дом филидов и бардов. Ну и вишенка - ежели англичанин имел лошадь, он был обязан ее седлать (ибо многие англо-ирландцы ездили на неоседланных конях, косплея ирландцев)!

Тем временем в "непокоренной Ирландии", где распоряжались вожди кланов и племенные короли, происходило "гэльское возрождение" - расцветает культура и литература, сочиняют свои стихи и мелодии барды и филиды. Вопреки рекомендациям "Килкеннийских статутов", музыканты и певцы выступают (и живут) при дворах "старых англичан", а Джеральд Фицджеральд, граф Десмонда, даже стал первым английским поэтом, сочинявшим стихи на гэльском языке.

больше здесь qebedo.livejournal.com/1046781.html