Гейнце о сибирских фамилиях:
"Заимка" к-ского первой гильдии купца Петра Иннокентьевича Толстых лежала верстах в двухстах от губернского города К., находящегося, выражаясь языком нашего законодательства, в отдаленнейших местах Сибири.

Впрочем и без предыдущих пояснительных строк самая фамилия владельца "заимки" делала ясным для читателя, что место действия этого правдивого повествования -- та далекая страна золота и "классического Макара", где выброшенные за борт государственного корабля, именуемого центральной Россией, нашли себе приют разные нарушители закона, лихие люди, бродяги, нашли и осели, обзавелись семьей, наплодили детей, от которых пошло дальнейшее потомство, и образовали, таким образом, целые роды, носящие фамилии Толстых, Гладких, Беспрозванных, Неизвестных и тому подобных, родословное дерево которых, несомненно, то самое, из которых сделана "русская" скамья подсудимых.

То есть, понятно, что каторжниками были родоначальники Беспрозванных и Неизвестных, либо имевшие основания скрывать свои подлинные имена, либо действительно родства не помнившие. Но отчего каторжными фамилиями называются Толстых и Гладких? Неужели среди сибирских варнаков было много толстых и гладких?
seminarist.livejournal.com/975096.html