08.02.2018 в 12:34
Пишет Эрл Грей:Слово «купорос» появилось в русском языке в XVII в. и происходит от французского la couperose, которое восходит к латинскому cupri rosa («медная роза»). В английском существует похожее слово с тем же значением copperas. В тексте А. Кристи фигурирует другое слово. Мисс Могсон говорит: "Vitriol, dearie, vitriol – that's what did that".URL записи
Слово vitriol во многих европейских языках означает «купорос». Это слово происходит от латинского vitrum («стекло»), вероятно, потому что крупные кристаллы медного и железного купоросов напоминают цветное стекло.
читать дальшеНо вряд ли раствор какой-либо соли может быть причиной «безобразных алых рубцов» на лице мисс Могсон. И действительно, А. Кристи имела в виду не соль серной кислоты, а саму серную кислоту, причем концентрированную. В XVII в. знакомый уже нам Иоганн Рудольф Глаубер назвал концентрированную серную кислоту acidum oleum vitrioli, а в переводе на русский язык «кислое купоросное масло». «Кислое» – понятно. Но почему «масло»? Концентрированная серная кислота представляет собой бесцветную жидкость маслянистой консистенции, более вязкую и густую, чем привычные для нас бесцветные жидкости (вода, уксус, спирт). Если взболтнуть 98 %-ную серную кислоту в стеклянном сосуде, жидкость по стенкам сосуда будет стекать медленно, подобно растительному маслу. Вот почему это «кислое купоросное масло». Вскоре название сократилось до «купоросного масла» (oleum vitrioli), а в бытовой речи и просто до «купороса» в русском языке и vitriol в европейских языках.
Теперь осталось узнать, почему масло «купоросное». Это затейливое название Глаубер дал серной кислоте за то, что получалась она прокаливанием железного купороса (способ, известный с XI в.).
***
Чтобы избежать ожогов при неосторожном обращении с концентрированной серной кислотой, нужно работать с ней в закрытой одежде и перчатках, при нагревании или разбавлении надевать защитные очки. При разбавлении серной кислоты водой ни в коем случае нельзя лить воду в сосуд с кислотой! Вода в два раза легче кислоты и не будет опускаться на дно, равномерно перемешиваясь с кислотой. Вместо этого, растекаясь на поверхности кислоты, вода будет вступать с ней в экзотермическую реакцию.
В этой реакции образуются неустойчивые гидраты переменного состава, а самое главное, выделяется большое количество теплоты. От выделяющейся теплоты вода на границе с кислотой закипает и начинает разбрызгиваться вместе с каплями кислоты. Это создает риск попадания кислоты в глаза и на кожу. Поэтому всегда следует лить кислоту в воду, а не наоборот.
***
Копоть образуется при неполном сгорании углеводородов (природного газа, парафина свечи, керосина в керосиновой лампе) и представляет собой тонкодисперсный графит (самая устойчивая аллотропная модификация химического элемента углерода). Копоть, осевшая толстым слоем в печной трубе, называется сажей. Возможно, вам приходилось сталкиваться с пигментом «сажа газовая» в гуашевых или масляных красках. Это сажа, которая получена в результате неполного сгорания природного газа. Трубочисты, очищавшие в былые времена печные трубы от сажи, собирали ее в мешок и продавали изготовителям красок.
По виду пламени можно понять, образуется ли копоть. Если пламя бесцветное, значит, копоти нет. Бесцветным пламенем горит водород: он уж никак не может образовать копоть (отчего и считается экологически безопасным топливом). Голубое пламя кухонных конфорок означает, что при неполном сгорании природного газа образуется угарный газ, но он тут же сгорает голубым пламенем. Если же пламя желтое, значит, при горении образуются мельчайшие частицы сажи. Раскаленные частицы сажи светятся желтым светом, благодаря чему и можно использовать свечи и керосиновые лампы для освещения. Водородная горелка света не даст.
Далее частицы сажи либо сгорают, либо, отдав энергию в виде света и не успев сгореть, остывают, попадают в воздух в виде копоти и осаждаются на поверхности дымохода, если топливо горит в печи. В верхнюю часть коптящего пламени свечи можно внести стеклышко и получить оптическое устройство, позволяющее наблюдать затмение солнца. Сажа, оседающая в дымоходах, мешает нормальной тяге продуктов сгорания и может загореться, вызвав разрушение печной трубы или пожар.
***
Еще один вид огнепроводящего шнура – стопин. Это пучок хлопчатобумажных нитей, пропитанных, как и фитиль, калийной селитрой, но еще дополнительно покрытых смесью клея с порохом. Стопин, в отличие от фитиля, сгорал быстро (4 см за секунду) и использовался для быстрого одновременного зажигания множества свечей в люстрах во время балов или в театре.
Наконец, всем знакомо название «бикфордов шнур». Его изобрел в 1831 г. британский кожевник Уильям Бикфорд. В основе шнура тот же стопин, но окруженный порохом и помещенный внутрь текстильной оплетки. Снаружи для влагоизоляции шнур покрыт битумом. Бикфорд придумал шнур, чтобы заменить ненадежные фитили при взрывах на шахтах, но изобретение пригодилось и военным.
***
Сергей Александрович Корытин в книге «Животные – наркотики – человек» описывает случаи избирательного поедания растений, содержащих алкалоиды, животными разных видов. Некоторые (например, быки) отдают предпочтение табаку. «К поеданию табака склонны не только быки, но и мыши. Некоторые из них жуют табачные листья и, наевшись, впадают в транс. В дальнейшем стараются продолжить это занятие», – пишет С. А. Корытин. И далее: «Эту страсть имеют все виды козлов. Ягнят диких козлов и баранов трудно различить. Это проблема для работников зообаз и зоопарков, получающих «беспаспортный» молодняк. Но есть верный малоизвестный способ: дайте ягненку окурок, коли съест – сын козла, откажется – потомок барана. И домашние козлы нередко любят табачное зелье». Почему именно козлы? Пока неизвестно.
***
Вслед за открытием морфина последовало получение подобных веществ из других растений. В 1809 году Луи Николя Воклен выделил из листьев табака никотин, в 1818 году Жозеф Каванту и Пьер Жозеф Пельтье из рвотного ореха выделили стрихнин. Далее открытия следовали одно за другим. Среди прочих – кофеин из зерен кофе, атропин из белладонны, кокаин из листьев коки…
У всех этих веществ было много общего: они проявляли свойства оснований, образуя соли при взаимодействии с кислотами, обладали выраженным физиологическим действием (многие из них – сильные яды). Вот почему новые вещества объединили в один класс, который по предложению фармацевта из Галле Пауля Мейснера в 1819 году назвали «алкалоиды». Название происходит от двух корней: позаимствованное в Средние века из арабских трактатов alkali – «щелочь» плюс греческое eidos – «вид». Корень alkali встречается и в современных химических терминах, например в немецком слове die Alkaliеmetalle («щелочные металлы») или в полурусском названии «алкалиновые батарейки», которым ленивые до переводов на родной язык продавцы именуют щелочные элементы питания. В 1822 году Антуан Бюсси сделал важное открытие: морфин содержит азот. Это было интересно, ведь до сих пор считали, что вещества растительного происхождения азот не содержат. Постепенно выяснилось, что все алкалоиды – азотистые основания.
Из книги Елены Стрельниковой «Химия. Узнавай химию, читая классику. С комментарием химика»