Когда я ещё вела историю английской литературы в РГГУ, решила я как-то освежить семинар по Томасу Мэлори сравнением с Теннисоном. Всё просто: дала группе задание сравнить историю Девы из Асталота, как она рассказана у Мэлори, с балладой Теннисона The Lady of Shalott.
Мне казалось очевидным превосходство оригинального рассказа над версией Теннисона. У Мэлори - внятно рассказанная история человеческих отношений и нравственной победы героини над Ланселотом, удивительно современно решённая тема женского достоинства и автономии (Татьяна Ларина на фоне Девы из Асталата выглядит затюканной овечкой). Героиня делает свой выбор и проживает свою судьбу до конца, не склоняясь перед внешними обстоятельствами. Сюжет завершается всеобщим восхищением её личностью: все рыцари Круглого стола оплакивают её и торжественно хоронят. У Теннисона же ясная история отвергнутой любви превратилась в декадентскую невнятицу: какая-то башня, какая-то пряжа, какое-то проклятие, запрещающее смотреть из окна... героиня без всяких видимых причин бежит к реке, ложится в лодку и умирает - надо полагать, под действием проклятия.
Каково же было моё удивление, когда студентки единодушно отдали предпочтение Теннисону. Я не могла понять, почему. Сейчас я, кажется, понимаю: настоящий средневековый рассказ Мэлори был для них недостаточно "средневековым", недостаточно фэнтезийным. В их представлении, старина должна быть туманной, мистической и таинственной. steblya-kam.livejournal.com/258495.html