Бытующее кое у кого представление о том, что рыцарские турниры появились из судебных поединков, не совсем верно. Да, в средние века в Европе (а на самом деле во многих культурах - и задолго до них, и за границами Европы) существовал обычай решать споры (имущественные, семейные, общественные) с помощью "божьего суда". Базировалась сия процедура на "презумпции виновности" - обвиненый в каком-либо проступке или преступлении должен был доказать свою невиновность, сделав что-то, что обычно сделать нельзя, и что удасться лишь с помощью божественного вмешательства, ибо "он всегда за правду". Называлась сия процерура ордалией (от лат. ordalium - суд) и обычно проводилась двумя способами - "водой и огнем". В первом случае испытуемый должен был достать небольшой предмет (обычно кольцо) из котелка с кипящей водой (про кидание связываемым в воду, и "если всплыл - добить, если утонул - молодец, был прав" - это "немного не то") голыми руками. Во втором - пройти сквозь огонь, либо же пронести голыми, опять же, руками кусок раскаленного железа. Естественно, что руки в обоих случаях сильно страдали "в процессе", и результат ордалии определяли спустя время, за которое раны должны были зажить, от этого и зависел приговор.

Так вот, связь ордалии с мордобоем поединком была непосредственной - "нести железо" или "пытаться водой" должны были неполноценные и слабые (старики и женщины), а здоровым мужикам вместо них обычно назначали судебный поединок ("божий суд"), победитель в котором и объявлялся невиновным (а проигравший нес наказание - как минимум за клевету, если был истцом). У древних скандинавов из этого обычая выросла традиция хольмганга ("прогулки на остров") - любой (свободный) мужчина мог вызвать любого (свободного) мужчину на бой, устраиваемый либо на пустом островке, либо на огороженной площадке (отсюда и название). Победитель получал то, на что заявлял претензию - обычно имущество, а тот, кто отказывался от хольмганга, подвергался "общественному позору" и не мог далее жить как полноценный участник общины, становясь отверженным (нидингом). Явный "перекрен", который этот обычай давал сильным, наглым и бессовестным мордоворотам, с самых ранних времен заставлял конунгов сурово ограничивать условия хольмганга, а то и вовсе его запрещать. Множество хольмгангов описано в скандинавских сагах, а относительно "русов" арабские авторы Х века писали о схожем обычае под названием "поле", когда недовольные приговором вождя по делу спорщики могли решить конфликт поединком. Русские летописи описывают "поля" в XI-XII веках.
больше здесь qebedo.livejournal.com/tag/%D0%98%D0%B3%D1%80%D...