Лето 1863 года было для северян переломным. После Геттесберга можно было, казалось, вздохнуть спокойно, но тут пришла весь о... "баранах Лэрда" (Laird rams).
Оказалось, что в Британию выехал капитан флота Конфедерации Джеймс Данвуд Баллок, и заказал на шотландской верфи Лэрдов два необычных судна - это были бронированные башенные броненосцы. Большим плюсом у них, в отличие от монитора, была улучшенная мореходность.
Баллок настаивал на том, что новые корабли должны отличаться от всего, сделанного ранее. Они должны были быть способны бороться на мелководье так же, как и в открытом океане. Кроме того, новые корабли должны были уметь ходить под парусом, но иметь и неплохую скорость на паровой машине.
Лэрды справились с заданием - получился парусно-паровой броненосец с тремя башнями, вооруженными каждая двумя 9-дюймовками.
Кодовые названия кораблей - "Миссисипи" и "Северная Каролина". (Подробнее про всю эту операцию тут - gettysburgcompiler.org/2017/06/05/this-is-war-t... )
Правительство Союза посчитало, что постройка таких кораблей Англией для Конфедерации является признанием Юга и актом войны, и сразу же созрел проект рейда на Галифакс. На этот раз набег должен был быть морской. Планировалось по типу Хэмптонкортского рейда, зайти в гавань Галифакса мониторами, и устроить английскому флоту копенгагирование. На тот момент в эскадре Милна было только одно броненосное судно - это наш старый добрый знакомый - броненосная батарея "Террор", построенная в 1856 году для атаки Кронштадта. Остальные наши старые знакомцы по Крымской войне - Агамемнон, Абукир, Нил, и т.д. - это винтовые деревянные ЛК, которые против Монитора были бессильны.
Англичане узнали об этих планах, и довели до сведения Линкольна, что следят за развитием событий на верфях Лэрда. 9 сентября правительственный агент попросил Лэрдов приостановить строительство, а в октябре корабли конфисковали, и они позже вошли в состав Роял Неви.
Чтобы совсем уж запутать ситуацию - 24 сентября 1863 года на рейд Нью-Йорка вошла русская эскадра Лесовского, а через неделю - и Милна, который наконец-таки нашел для себя потенциальную жертву, которая не превосходила его в технологиях и кораблях.
12 октября в Сан-Франциско прибыла эскадра Попова, что заставило власти Британской Колумбии резко начать класть кирпичами.
Еще летом руководитель МИДа Франции Эдуар Друин де Люйс предлагал своему английскому коллеге совместно оккупировать Польшу, но в сентябре англичане просто грубо послали француза, поскольку перед вызовом войны с американцами за Канаду и русского разбоя в Тихом океане решать дела поляков за поляков потеряло какой-либо смысл. К тому же позиция Германии, вставшей на сторону России, на корню зарезала этот проект. george-rooke.livejournal.com/792606.html