27.02.2019 в 23:43
Пишет MirrinMinttu:Они были первымиURL записи
Первыми летчицами. Или теперь корректнее говорить женщины-летчики? Ну, в любом случае, это определение к данным леди подходит лишь относительно. Скорее, их можно назвать аэронавтами. Потому что летали они на воздушных шарах, и не в качестве пассажирок. Наиболее известна одна из них, Софи Бланшар, которая совершила более 60 перелетов, причем часть их была сделана по прямому приказу Наполеона, поэтому мадам Бланшар можно назвать и военной летчицей. Кто бы мог заподозрить, глядя на это кроткое личико, что за совсем не героической внешностью скрывается женщина, не раз терявшая сознание от перепадов температор, перелетавшая через Альпы, принимавшая участие в планировании завоевания Англии с воздуха, тонувшая в болоте, и разбившаяся, в конце концов, во время самого что ни на есть тривиального показательного полета.
читать дальше
Интересно, что её муж, Жан-Пьер Бланшар, работал изначально в несколько другом направлении, чем братья Монгольфье. Он работал над проектом воздушного корабля, управляемого машущими крыльями и ветряком (первый прототип имел парус и два весла). Для работы над своей машиной он переехал в Лондон, где совершил первый перелет 16 октября 1784 года, пролетев 115 км, от Челси до Ромси, с посадкой В Санбури. В конце ноября он летит снова, от Гросвенор-сквера в Лондоне до Ингресса в Кенте. Третий перелет уже был через Ла-Манш. Потом Жан-Пьер Бланшар много летал в Штатах, в Европе, и погиб от повреждений, когда получил инфаркт, пролетая над Гаагой, потерял управление, упал и сильно разбился.
Софи научилась управлять воздушным кораблем у мужа, причем они вовсе не были единственно летающей семьей. А после смерти Жан-Пьера, у неё, собственно, даже не было выбора. Этот изобретатель и испытатель оставил столько долгов, что будущее Софи было бы без воздухоплавания совершенно безрадостным. И она выбрала небо, прекрасно понимая, что как самостоятельная женщина-пилот она будет первой, и привлечет немалое внимание. Она и начала с шоу, собственно - фейерверки. К тому же случилось так, что на земле она чувствовала себя скованно, а в небе - в своем элементе. Или она просто так говорила. Например, её муж работал над конструкцией парашюта, и сам как-то эвакуировался, прыгнув с парашютом. А семья Андре-Жака Гарнерина (жена, дочь и племянница) регулярно демонстрировала прыжки с парашютом. Но Софи, насколько известно, ограничивалась шоу, спуская с парашютами хорошеньких щеночков.
Софи разбилась просто потому, что что-то пошло не так уже при подготовке полета. 6 июля 1819 года, во время показательного полета в садах Тиволи, её воздушный шар загорелся. Как - никто не видел, потому что он показался, охваченный огнем, из-под облаков. Как обычно, в гондолах под шаром было много пиротехники, так что можно предположить, что что-то загорелось не вовремя. Софи довольно хладнокровно пыталась управлять горящим шаром, и ей почти удалось успешно его посадить, но гондола натолкнулся на трубу дома. Софи, запутавшаяся в стропах гондолы, упала на крышу, а оттуда - на мостовую, и умерла практически мгновенно, от перелома шеи.
Собственно, именно первой женщиной в небесах стала Элизабет Тибл, оперная певица, которая участвовала в полете воздушного шара 4 июля 1784 года. В принципе, это было шоу чистой воды, с распеванием оперных арий в присутствии шведского короля. Известно, что приземление было несколько неуклюжим, и певица подвернула ногу. А за месяц до неё, на борт привязанного воздушного шара поднялись несколько аристократок.
Но вот чтобы женщины стали летать как пилоты и члены экипажа, то всё началось, собственно, с Андре-Жака Гарнерена. Хотя и он начал с шоу - 8 июля 1798 года он поднялся в небо Парижа с молодой хорошенькой девушкой, назвавшейся Гражданкой Анри. Откуда она взялась и куда исчезла - никто не знает. Надо сказать, что полиция изначально яростно противилась проекту, сомневаясь, какие повреждения разреженный на высоте воздух может причинить хрупкому женскому организму, и считая, что глупенькая бедняжка даже не способна понять, что её ожидает. Тем не менее, Гарнерину удалось настоять на своем.
Очевидно, он просто подготовил почву для семейного проекта: осенью 1797 года с ним познакомилась Жанна-Женевьева Лябросс, очарованная идеей полетов и прыжков с парашютом (тогда прыгали, собственно, вместе с гондолой, над которой парашют, полотнище на каркасе, и располагался. Знакомый нам складной шелковый парашют придумал уже Жан-Пьер Бланшар. Жанна-Женевьева стала ученицей, спутницей и женой Гарнерина. Именно с ней он был в России, где с ними летали, как минимум, княгиня Прасковья Гагарина и Александра Турчанинова, причем последняя поднималась в воздух именно с Жанной-Женевьевой.
Племянница Гарнерина, Эльза, начала летать с 15 лет. Но её, собственно, привлекали не столько сами полеты, сколько прыжки с парашютом. В общем и целом, прыгала она 39 раз, причем однажды - в открытое море, где потом держалась на плаву при помощи специального пояса, сконструированного её отцом. В какой-то момент, дядя стал считать, что племянница ворует его славу, но даже семейные склоки её не остановили. Не остановила её и французская полиция, котороя относилась к безумствам с воздухоплаванием в принципе негативно из-за наплывов публики, которая вытаптывала газоны и сносила изгороди в парках. А уж тот факт, что воздухоплавателем является женщина, и вовсе выводил полицейских из себя. Какой пример она могла дать примерным женам и дочерям?! С 1819 по 1823, ей не дали ни одного разрешения на организацию коммерческого полета, её просьбы о субсидиях отвергались, её проекты называли безумными. Потому что девушек её пример действительно вдохновлял. Самой молодой парашютисткой тех лет была 12-летняя девочка в Гренобле, которая пользовалась усовершенствованным Эльзой парашютом.
Эльза провела пять лет в Италии, после чего вернулась в Париж, где организовала в в 1828 году грандиозное шоу, включающее скачки, трюки на лошадях и воздухоплавание с прыжками на парашюте. С этим шоу она колесила по европе, пока не вернулась через восемь лет в Париж, где и закончила карьеру последним, 39-м прыжком. Ей было тогда 44 года. Я не нашла, как она провела последние восемнадцать лет своей жизни. В принципе, она закончила свои выступления потому, что публика явно потеряла к ним интерес. Тем не менее, конец девятнадцатого века выдал следующую плеяду женщин-аэронавтов, преимущественно в Англии и в Штатах, но там уже был не авантюризм и любовь к небу, а серьезные попытки совместить хобби с бизнесом (Lizzie Ilhing Wise, “Madame” Carlotta (Mary) Meyers, Leila Adair, Leona Dare, Jenny Van Tassel, Mrs. Graham).