По наводке все той же Карен Прайор взялся читать книгу Грегори Бейтсона - того мужика, который, в числе прочего, придумал понятие double bind. Пока что он мне выносит мозг, но Прайор предупреждала, что так и будет, так что все ожидаемо. А судя по тому, что о нем пишут, продраться через эти дебри стоит. Ну, или хотя бы попробовать.
До понятия double bind как такового я пока не добрался, но оно мне, разумеется, известно, как и любому, кто хоть немного интересовался психологией. Если вдруг кто не знает, double bind - это требование из разряда "Закрой рот и отвечай как следует!" То есть двойное требование, части которого противоречат друг другу. Хорошо бы еще, чтобы выполнение требования считалось обязательным, и чтобы тот, от кого требуют, был не в состоянии возразить, возмутиться или указать на противоречие. Особенно эффективно оно применяется в воспитании. ( Читать дальше... )
У того, кто задает double bind, цель зачастую не в том, чтобы получить желаемое, а в том, чтобы унизить и сломать. Ребенку понятно, что когда мачеха приказывает Золушке разобрать два мешка крупы, цель не в крупе, а в том, чтобы Золушка задолбалась и ни о каких балах и думать не могла. Но double bind ломает еще и психику задающего. Он просто теряет берега. Ведь иногда же Золушка справляется - значит, требовать невозможного не только можно, но и разумно! Требуй всего и сразу - возможно, ты это получишь; а на худой конец, можно будет пожаловаться, поискать виноватых и наказать их (если это в твоей власти). Мне всегда казалось, что король у Сент-Экзюпери, утверждавший, что если он велит своему генералу обернуться бабочкой и порхать с цветка на цветок, а генерал не послушается, виноват будет он, а не генерал, как-то неестественно здраво мыслит. Вообще-то короли такими не бывают.