Если уж зашла речь о торговле «живым товаром», то вот кое-что интересное... Экспорт рабов был заметной частью во внешней торговле Золотой Орды. Но если вы думаете, что злые кочевники массово барыжили несчастными покорёнными русичами, то таки нет…
Конечно среди рабов были и русские, но они отнюдь не доминировали в качестве живого товара на данном рынке – основную массу экспортных невольников из Золотой Орды составляли кочевые тюрки и народы Северного Кавказа: всяческие черкесы, зихи и так далее… Причины тут были комплексные и важные.
Во-первых, русских было сложнее отловить в их дремучих лесах, к тому же княжества северо-восточной Руси пользовались сравнительно высокой автономией. Тогда как многочисленные роды тюрок, кочевавших в степях от устья Дуная до устья Волги, напрямую подчинялись монгольской верхушке – то есть были банально ближе и доступнее для властей и работоргового бизнеса.
Во-вторых, в степях у кочевников куда больше была развита продажа на экспорт собственных детей и родичей – в условиях нередкого падежа скота при особенностях полукочевого хозяйства, где не требовалось слишком много рабочих рук, постоянно возникало много лишних ртов. Тогда как у землепашцев, наоборот, в силу трудоёмкости их хозяйства переизбытка рабочих рук не было, поэтому своих продавали куда меньше, даже в голодные годы. Упрощённо говоря – пастухов для воспроизводства кочевой и полукочевой экономики требуется меньше, чем пахарей и жниц в оседлом сельхозе…
И в-третьих, последнее по очереди, но не по значению. Значительная часть рабов мужского пола, шедших на экспорт из Золотой Орды эпохи её расцвета, продавалась целевым назначением в Египет и «Большую Сирию». Туда рабы продавались крупными, оптовыми партиями – минимум несколько тысяч человек ежегодно (такие объёмы уже давали очень весомую выручку в серебре и золоте). Продавались эти рабы в мамлюки, конные воины. И понятно, что подросток из кочевых или полукочевых тюрков и черкесов – это уже удобная «заготовка» кавалериста. Ребенок же русских и прочих оседлых народов тут менее удобен, а значит, как живой товар более дёшев – а ведь и в ту эпоху тоже всё по законам рынка: чем меньше спрос, тем меньше предложение…
То есть работорговцам эпохи расцвета Золотой Орды парни-русичи в виде рабов были куда менее интересны и выгодны, чем тюрки… Менее выгодны примерно в два раза. Это можно чётко рассмотреть по ценам главных покупателей. Так в Каире XIV века, где были одни из самых высоких розничных цен на невольников, по данным генуэзских и венецианских купцов молодой раб из кочевых тюрков стоил 130-140 дукатов, такой же из черкесов – уже 110-120 дукатов, грек около 90 дукатов, а славянин или албанец-иллириец всего 70-80 дукатов...
На картинке вот такой удачно проданный в Египет паренёк - всё ещё раб, но уже весьма понтовый: