22.07.2019 в 15:35
Пишет Gun_Grave:Баллада о государственной измене в крупный горошекURL записи
  Взято с Удела Могултая.
Пишет Antrekot:"Ситчик веселенький, приезжайте - обхохочетесь" (с) с подачи многоуважаемой Химеры
С благодарностью бесценной usual crowd - umbloo, Анне Шмыриной, Ахоторе, Наве и Химере
  Вот дом, который построил Джек, а вернее, дзинбаори, накидка, которую знать надевала сверху на доспех, и которую на этот доспех (черный, пуленепробиваемый) со шлемом (от Дарта Вейдера плюс полумесяц набекрень) и носил господин дракон, Датэ Масамунэ.
  Оценили?
  У этого кислотного произведения искусства два секрета. Во-первых, оно шерстяное. То есть ткань — импортная, европейская и скорее всего — английская, потому что шерсть обработанную водоотталкивающую, а это именно она, поставляли в регион только они. И именно ее свойствами и воспользовался портной, поскольку весь горошек — не окраска и не аппликация, оно вырезано из тканей разных цветов и сшито стык-в-стык. Потому что у хорошего английского сукна края — не треплются.
  Так что на первом уровне это — ярко выраженная иностранщина, класса ботинок "на манной каше". "Стиляга! Папина "победа"!" (с)
  А на втором в дело вступает цвет фона. С предысторией в несколько слоев.
Читать дальше  1. В 701-2 по результатам очередной административной реформы темнофиолетовый/темнолиловый цвет — тот самый, что мы наблюдаем — был окончательно/бесповоротно закреплен за имперскими принцами и чиновниками первого ранга (младшего и старшего). То есть, фактически, за великим министром и регентом (позже к ним присоединился сёгун, вообще-то стоявший куда ниже). Кроме того, император мог жаловать почетные одежды этого цвета духовным лицам.
  1.2 К вопросам цветовой дифференциации всего в Японии относились достаточно серьезно даже во время смуты, а Токугава возвели это серьезное отношение в степень. Например в 1626 году, по случаю императорского визита, представители Трех Родов Токугава (то есть, семей, из которых мог избираться сёгун в случае непорядка со старшей линией) обратились к действующему сёгуну Иэмицу с просьбой разрешить им встречать императора в темнофиолетовых одеяниях и с такого же цвета кисточками на сбруе (и так подчеркнуть свою принадлежность к линии правления). Иэмицу взвился и объяснил им, как они неправы со своими претензиями, и едва не разразил всех от забора и до вечера. Нечего. В чем положено, в том и встречайте.
  А когда год спустя, в 1627, тот же самый император Го-Мидзуно пожаловал 10 монахам одежды того цвета (несмотря на запрет со стороны военной администрации), произошел грандиозный «именной» (то есть, получивший собственное имя) скандал, пожалование было отменено, монахи изгнаны, а император отрекся в тот же день, когда они отправились в изгнание, уступив престол дочери (дочь — кто бы мог подумать — приходилась внучкой Токугаве Хидэтаде и была первой правящей императрицей за столетия).
  Посреди всего этого господин дракон, особа третьего ранга, разгуливает по Присолнечной вот в этом дзинбаори. Но ладно, может боевая одежда каким-то образом не считается и вообще, горошек такой — но уж лошадиная сбруя-то считается точно и во всех соответствующих инструкциях помянута, а она у него... того же цвета.
  2. Как это объясняет господин дракон? А никак не объясняет. Он же не придворную одежду неподобающего цвета носит? А так... ну родовые цвета, в чем сложность-то?
  Цвет действительно родовой, никуда не деться. И является таковым с самых Великих Перемен 645 года, с «обновления Тайка», когда мотор революции, Каматари из жреческого рода Накатоми (род божественного происхождения, между прочим), получил от императора в награду новую фамилию и право основать собственный аристократический род, Пудипара, впоследствии фонетическим сдвигом мутировавший в Фудзивара. В переводе «Поле глициний», ну и цвет соответствующий.
  А Датэ хоть и воинский род, но по происхождению — заявленному и похоже что настоящему — именно Фудзивара, причем не просто Фудзивара, а самые-самые. Мало что из северной ветви (имеется в виду не географический север страны, а север столичный) — то есть, из числа семейств, обладающих традиционной монополией на посты великого министра и регента, так еще и из самой старшей, Коноэ.
  В общем, право есть, не придерешься.
  И стоит ли придираться? Дело в том, что к 16 веку в Японии утвердилось мнение, что право занимать должность сёгуна есть только у двух родов императорского происхождения: Минамото и Тайра. Убеждение это было настолько крепким, что Ода Нобунага — в реальности, судя по всему, происходивший от мелких Фудзивара (во всяком случае, его семья считала именно так) (1) — в тот момент, когда он решил дистанцироваться от сёгуна Ёшиаки и сделать заявку на гегемонию, начал периодически подписываться «Тайра-но Нобунага» и генеалогию, видимо, подрихтовал соответствующим образом — была к тому возможность. Во всяком случае, пока историки не начали копаться в ранних документах, в его принадлежности к Тайра никто не сомневался.
  Хашиба Хидеёши, чтобы стать кампаку, то есть господином регентом, организовал себе усыновление в род Фудзивара — потому что традиция и монополия.(2) А усыновления в роды Тайра или Минамото организовать даже и не пробовал, потому что, видимо, считал, что на его кувшинное рыло в калашном ряду будут смотреть с большой иронией и легитимности ему такие претензии не прибавят.
  Так что штучки Датэ с фиолетовым/лиловым, с одной стороны, были редким нахальством и нарушением всех мыслимых протоколов, а с другой... как бы очень громким отказом от претензий на верховную военную власть. Потому что Фудзивара же, а не.
Второй род страны. Но не потомок первого.
  3. Отказом, значит? Да? Ну-ну. А вы не забыли, что речь идет о господине драконе?
  Вернемся — как обычно — назад. 1226 год. За 34 года до того Минамото-но Ёритомо стал сёгуном (что, кстати, тогда не было высшей госдолжностью). За семь лет до того Минамото-но Санэтомо, младший сын Ёритомо, сёгун, был убит своим племянником Кугё, какового племянника истребили тоже — на чем прямая линия Сэйва Гэндзи пресеклась, а место сёгуна — и главы воинских родов востока — стало вакантным. Катастрофы это не вызвало — фактическая власть давно уже находилась в руках регентов из рода Ходзё и вдовы Ёритомо, Ходзё Масако. Но грамматически неудобной ситуация была. И тут все довольно быстро вспомнили (спасибо большое umbloo за эти подробности), что должность сёгуна-то по штату наследственной не является. Сёгун это тот, кому император доверяет поддерживать порядок. Вот не-должность камакурского правителя полагала быть наследственной, но род вымер, куда денешься. Место фактического-военного-правителя-по-согласию-воинских-родов-востока уже заняли Ходзё (и почти всех в этом качестве устраивали — кроме императорского дома, который не устраивал сам факт военного правления, ну и, впоследствии, монголов, которые только раскрыли челюсти на Присолнечную, а им два раза такое несчастье...). Но назначить-то кого-то надо. Начали думать — а кого бы? Не младшую же родню Минамото, не по чину им...
  И было решено, что восточным буси подобает иметь в качестве сёгуна близкого родича государя. Ему ж не править, ему «царствовать», а честь и легитимность — дело серьезное. Поэтому сначала обратились к отрекшемуся императору Го-Тоба с просьбой уделить сына. Го-Тоба, желая военному правлению скорейшей гибели и будучи человеком неглупым, освящать императорским авторитетом статус кво не хотел, потому пулемета им не дал. «Экс-император отказал в просьбе, мотивируя тем, что это значило бы поставить двух государей;» «Нихон гайси».
  Первый род в стране, таким образом, отпал. Но есть же второй. И часть его очень тесно связана с сёгунатом. Семейство Кудзё из северной ветви Фудзивара, тогда среди столичных Фудзивара — сильнейшее (кстати, сильнейшим оно стало в значительной мере с подачи Минамото). И вышло так:
  "Много лет тому назад Фудзивара Ёсиясу, женатый на младшей сестре Ёритомо, выдал свою дочь за имперского регента Ёсицунэ (1), сына верховного канцлера Канэдзанэ; у Ёсицунэ родился сын Митииэ, а сыном этого последнего и был именно Ёрицунэ. В силу этих родственных связей [с домом Минамото] Ёситоки(2), вырешив дело на совещании, командировал в столицу своего брата Токифуса с просьбой об отпуске Ёрицунэ, который и прибыл в Камакура в седьмой луне [этого года]; ему было всего два года от роду, и все правительственные дела вела Масако(3), которая выслушивала доклады, скрытая спущенною перед ней занавеской."
  «Нихон Гайси» же.
  (1) Естественно, тоже Фудзивара, больше эту должность никто занимать не мог.
  (2) Ходзё Ёситоки, второй "держатель власти" из этого рода
  (3) Ходзё Масако, вдова Минамото Ёритомо, она же "монахиня-сёгун".
  Что важно. В род Сэйва Гэндзи Ёрицунэ _не_ вводили. Во-первых, если бы его и хотели усыновить, делать это было некому — мужская часть рода выбыла из бренного мира вся, да это тогда не считалось необходимым, тем более, что, во-вторых, его и выбрали-то как раз из-за фамилии и родовой принадлежности. В восемь лет Ёрицунэ назвали взрослым и ввели в должность. Впрочем, Ходзё остались недовольны — повзрослев, новообретенный сёгун попытался выцарапать у них власть и едва не преуспел, так что с трудом с ним справившись и выселив его сына, сиккэны Ходзё все же добыли себе в сёгуны имперского принца и так дальше ими и пользовались, не забывая регулярно их менять. Однако, так или иначе, а c 1225 по 1256 сёгунами были Фудзивара, причем именно как Фудзивара.
  Прецедент? Да. Но _чего_?
  4. Того, что власть сёгуна наследственным образом передавалась в роду Фудзивара — и соответственно у них есть на то родовое право? Да, пожалуй, что нет. Во-первых, в правление сиккэнов Ходзё не раз бывало, что сёгунскую должность вслед за отцом получал сын, будь он Фудзивара или имперским принцем, но именно _наследственной_ она стала только при Асикага. А во-вторых, ну каким краем Датэ, который Коноэ, мог бы претендовать на нечто, некогда полученное _младшей_ по отношению к его ветви, ветви Кудзё, причем, полученное ими именно как Кудзё — по тогдашнему их столичному положению и родству с Ёритомо?
  А вот намеком императору-и-войску-и-всему-свету, что нынешнее «наследственное» положение вообще-то является наглым нововведением и нарушением нормального порядка вещей (ну да, нововведению несколько столетий, но это же Присолнечная), а проще говоря — совершенно беспардонной узурпацией, и не пора ли столице и родам востока об этом вспомнить?, оно быть могло.
  4.1 Особенно в связи с тем, что с этой фиолетовой сбруей Масамунэ, в частности, явился в том самом 1626 году именно что встречать императора.
  5. А как на это все реагировал сёгунат? За закрытыми дверями скандал был. С вероятностью, не один. В 1626 скандал точно был и на самом высоком уровне. Потому что именно на шум и гам по этому поводу Иэмицу дал знаменитый ответ «Поскольку у сёгуна есть такой выдающийся полководец как Масамунэ, волноваться не о чем.» — и выписал Масамунэ разрешение на противозаконную сбрую. Мол, не просто так носит, а с нашего высочайшего дозволения, потому что нам для «дядюшки Датэ» ничего не жалко.
  Мораль... да какая ж тут мораль. Это как если представить себе, что кто-то в феврале 1934 года, приехав делегатом на "съезд победителей", гуляет по Красной Площади перед мавзолеем с характерным триколором — причем, на законных основаниях — а все правительственные и хватательные органы делают вид, что ничего не происходит и все идет, как надо.
  (1) «документальные свидетельства подтверждают, что Ода считали себя боковой ветвью клана Фудзивара. В 1518 году Ода Митикацу (даты рождения и смерти неизвестны), занимавший должность заместителя военного губернатора провинции Овари с 1506 по 1549 год, направил документ одному из местных храмов, подписав его «Фудзивара но Митикацу». Более того, старейший из сохранившихся до наших дней документ, носящий имя Нобунага, направленный в 1549 году «восьми деревням Ацута» и представляющий собой официальное извещение о запретах, подписан «Фудзивара но Нобунага».» Ламерс «Японский тиран», с 21
  (2) звание кампаку он ценил настолько всерьез, что потом так (и кампаку-в-отставке) даже большую часть личных писем подписывал.