Но наиболее примечателен в этом Андреа Мантенья. В своём родном городе Падуа в капелле Овертари он нарисовал серию фресок об апостоле Иакове. Одну из фресок часто называют «Апостол Иаков по дороге на казнь».



Легко видеть, что точки перспективы расположены настолько низко, что вся сцена выглядит как вид с земли. Почему? За полтысячи лет люди подзабыли язык мастеров Возрождения, но мы по мере сил попробуем его... возродить, да?

Во-первых, название фрески не совсем такое - точнее её называть «Miracolo di san Giacomo», то есть «Чудо апостола Иакова». Что же это за чудо? Согласно легенде, апостол Иаков был приговорён к смерти по обвинению писца Иосии. По пути на казнь Иосия сопровождал Иакова. Когда они проходили мимо одного паралитика, тот обратился к апостолу с просьбой об исцелении. Иаков исцелил паралитика, а писец, увидев это чудо, бросился перед апостолом на колени и попросил его окрестить. Апостол окрестил писца, и в конце пути их казнили уже обоих.

Во-вторых, как мы уже заметили, точки перспективы расположены крайне низко. А в-третьих, напрашивается вопрос - если это чудо исцеления паралитика, то где же сам паралитик?

И теперь становится понятен блестящий замысел Мантеньи: эта фреска представляет собой вид на чудо со стороны паралитика. Он, исцелённый, всё ещё лежит на земле и видит как новообращённый писец стоит на коленях, как апостол крестит его, как римские омоновцы прессуют толпу, как флаг замотался на древко, и небо где-то далеко. Жизни апостола и писца оканчиваются, а жизнь паралитика, фактически, начинается - какой он сделает выбор, когда встанет? куда пойдёт? кем будет? burrru.livejournal.com/120836.html