Есть в нижегородском художественном музее (доме Сироткина) одно полотно, которое не может оставить равнодушным.
Лично меня оно сначала напугало, потом я все-же подошла рассмотреть, не золотые ли коронки у этих скалящихся морд с гротескно заостренной мимикой. Так и застряла на изучении движений мышц лица этих странных людей в попытке понять их внутреннее душевное состояние. В этой мимике можно найти веселье, сарказм, отвращение и даже испуг, но нельзя найти равнодушия и скуки. И только потом я прочитала название. Это полотно называется «На представлении в Люблине» и написал его польский художник Феликс Пенчарский, который жил в начале XIX века. Оказалось, что год назад картина стала центром выставки одной картины «Философия смеха», но, когда возникла идея выставить «смеющееся» полотно, организаторы столкнулись с целым рядом проблем: художник в родной Польше мало известен, даже найти его биографию было довольно сложно. В итоге нашли. И я ее прочитала.
И тут все сразу встало на свои места.
Гротеск Феликса Пенчарского Картинки (Feliks Pęczarski (1804/05-1862) получает дополнительное объяснение: художник от рождения был глухонемым (глухим). Это многое меняет и демонстрирует возможности восприятия окружающих глухими людьми того времени. В то время уже были отдельные институты глухонемых, в одном из которых в Варшаве и учился художник, но это был всего лишь первый опыт.
( +++ )