13.12.2019 в 18:09
Пишет  Sindani:

13.12.2019 в 14:28
Пишет  Вук Задунайский:

Ну, мы их не приглашали
ПАДАЛЬ, ВОДКА И СУП ИЗ СВЕЧЕЙ: ЧТО ЕЛИ ФРАНЦУЗЫ ВО ВРЕМЯ ОТСТУПЛЕНИЯ В 1812-М

Стада, которые гнали вслед за Великой армией, довольно быстро съели. Солонина в больших бочках отставала, её просто не успевали довезти по осенней распутице. Так что очень быстро главной пищей французского солдата стал хлеб. Но это был совсем не тот хлеб, к которому французы привыкли. Печи не успевали строить — армия стремительно наступала, пытаясь поймать уходящих вглубь страны русских.
Выяснилось, что печь хлеб придётся самим. Для этого несчастные солдаты или пытались приспособить русские печи (с которыми совершенно не умели обращаться), или поступали ещё проще — делали из муки болтушку на воде. А то и просто варили зерно, получая примитивную пшеничную кашу. Другой вариант — готовить самое простое бездрожжевое тесто, обматывать его вокруг палок или шомпола своего мушкета и жарить на костре.
Хотя фуражиры Великой армии порой захватывали русскую муку или сухари, они с ужасом обнаружили, что наш солдат питается исключительно ржаным хлебом.
Французы категорически отказывались есть чёрный хлеб, предпочитая голодать и презрительно называя его «русский бисквит». Зато от ржаного хлеба не оказывались немцы, привычные к такому рациону. Во Франции же рожь традиционно или шла на приготовление смешанной муки для серого хлеба простонародья, или использовалась на корм скоту. Предложить французу чёрный хлеб было всё равно, что дать ему поесть зелёной травки, которую столь охотно щиплет его лошадь.
Когда французы покинули Москву и начали свой голодный марш к границе, лепёшки или каша казались уже царским угощением. Солдаты придумали блюдо, которое называли «пульта». Это были мучные шарики, которые варили в бульоне из самого низкокачественного свечного сала. Есть это варево можно было только от самого сильного голода.
Но и пульты хватало не всем. Тогда в ход шла падаль.
Дороги устилали десятки и сотни трупов лошадей, павших от бескормицы и непосильных нагрузок. Считалось, что, если повезёт, можно найти ещё свежую тушу, выпить тёплую кровь, вырезать печень и сердце, считавшиеся деликатесами.
Лошадиное мясо очень грубое, поэтому его приходилось долго варить. Запасы соли в солдатских ранцах уже давно кончились, поэтому мясо сдабривали порохом. Селитра придавала ему солоноватый вкус, но уголь и сера образовывали тошнотворную пену, а после такой пищи язык и губы окрашивались в стойкий чёрный цвет.
Колодцы часто оказывались испорчены. Очевидцы вспоминают, что доведённые до отчаяния жаждой некоторые отступающие пытались пить лошадиную или человеческую мочу.
Даже в те редкие дни, когда обоз доставлял алкоголь, это не приносило радости. Ведь или удавалось добыть русскую водку, или из Германии везли дешёвый картофельный шнапс. Главный хирург Великой армии Доминик Жан Ларрей писал, что русские крепкие напитки пагубно воздействовали на непривычный организм. Выпив водки или шнапса, голодающие французы падали на землю и становились жертвами холода.

(с)

URL записи

URL записи