Женщина и семейная экономика
Часть 2Принеся свое приданое в новый дом, женщина включалась в семейную экономику. Средневековая литература и фольклор решительно отделяют мужскую сферу труда от женской – по месту и типу работы. Хорошо известна фраза Джона Болла: «Когда Адам копал, а Ева пряла, где были господа?» (When Adam delved and Eve span, Where then were all the gentlemen). Очевидно, Болл не находил ничего странного в разделении работы по полу – он вел речь только о том, что «в начале» не было никаких классовых различий. Эти сферы имеют свои символы, которые становятся распространенными характеристиками мужского и женского труда в литературе и живописи. У женщины – прялка, у мужчины – лопата или цеп.
Коронерские отчеты о несчастных случаях и манориальные записи также подтверждают разделение крестьянского труда, в зависимости от пола[1]. Женские повседневные обязанности в целом были менее опасны, чем мужские (22 процента от общего числа погибших, сообразно коронерским отчетам). Несчастные случаи, происходившие с женщинами, свидетельствуют, что много времени они проводили дома или во дворе (29.5 процентов). Когда женщина выходила из дома, то, как правило, в связи с домашними обязанностями: 14 процентов погибших женщин утонули в колодце или общественном пруду (6 процентов у мужчин). При этом с мужчинами гораздо чаще, чем с женщинами, происходили несчастные случаи в поле, в лесу, на мельнице, на стройке и т.д.
читать дальшеПричины несчастных случаев и места, где они происходили, позволяют очертить круг повседневных обязанностей женщины. Утром, днем и вечером женщине приходилось носить воду из колодца для мытья и приготовления пищи. Уход за крупным скотом, пивоварение, стирка, сезонные полевые работы – все это вносило свой вклад в скорбные списки в течение дня. Разделение труда рано входило в жизнь детей. Несчастные случаи с детьми в возрасте двух-трех лет вполне отражают жизнь их отцов и матерей: один трехлетний мальчик отправился вместе с отцом на мельницу и утонул, другой погиб от неосторожного обращения с топором; у девочек было больше шансов упасть в колодец или опрокинуть на себя котел с кипятком.
Повседневные женские обязанности хорошо описаны в «Балладе о недовольном муже» («муж-хозяйка»). У героини баллады нет слуг, а дети еще малы, поэтому она занята день-деньской. Она жалуется, что и ночью ей не удается отдохнуть, потому что приходится вставать и качать ребенка. Поутру она доит коров, выводит их на пастбище, делает масло и сыр, одновременно присматривая за детьми. Затем она кормит птицу и гонит гусей на луг. Каждые две недели она печет хлеб и варит пиво, а кроме того – чешет шерсть, прядет, треплет коноплю. Она одевает всю семью, и ей удалось сэкономить немного денег, не покупая ткань на рынке. Однако муж утверждает, что все это очень легко и что на самом деле его супруга проводит целый день, сплетничая с соседками.
Первым делом поутру хозяйке следовало развести огонь. Нужно было взять растопку (солому или хворост), раздуть угли, потом подбросить дрова. В коронерском отчете мы читаем, как одна женщина, поднявшись рано утром, полезла на дерево, чтобы наломать сухих веток на растопку, и свалилась. Другая, семидесяти лет от роду, пошла с мешком за соломой, как поступала много лет, и по пути упала с лестницы.
Разведя огонь, хозяйка варила кашу или что-нибудь еще на завтрак.
Уборка занимала немного времени. Крестьянские жилища были невелики и скудно обставлены; посуды было также немного. Пол был усыпан соломой, туда-сюда постоянно бродили куры, свиньи, кошки и собаки. Но не стоит делать вывод, что хозяйки были неопрятны и ничуть не заботились о чистоте. Как показывают археологические находки, полы мели достаточно часто – так, что от метел на полу оставались U-образные углубления.
Женщины доили коров, помогали им при отеле, задавали корм свинье. Кроме того, они держали домашнюю птицу – гусей, кур, иногда даже голубей. Небольшой огород, где росли овощи и зелень, тоже был на их попечении. Когда помощь женщин требовалась в поле, они пололи, рыхлили землю, ворошили сено, вязали снопы, жали. Когда сбор урожая заканчивался, они собирали оставшиеся после жатвы колоски – это было очень утомительно. Женщины могли обеспечивать семью подножным кормом – они собирали в лесу и вдоль дорог орехи, дикие плоды, травы; те, кто жил на побережье, искали съедобные ракушки. Женщины ходили за хворостом, нося вязанки из лесу на спине. Порой они нарезали торф для растопки, хотя чаще этим занимались мужчины.
Разумеется, существенным вкладом в семейную экономику было рождение и воспитание детей. В крестьянском хозяйстве дети представляли собой ценный актив; в семь лет они уже вполне могли помогать матери по дому. Конечно, в раннем детстве они доставляли немало хлопот (на что указывает и героиня вышеупомянутой «Баллады»); женщине приходилось нести еще и этот труд, в добавление к повседневным заботам. Но без детей – дополнительной рабочей силы – процветание крестьянского хозяйства было невозможно; в их отсутствие приходилось нанимать работников и входить в расходы. tal-gilas.livejournal.com/379999.html