16.07.2020 в 11:25
Пишет Ingris:Василий Ардаматский ""Грант" вызывает Москву". Роман о советских подпольщиках на оккупированной фашистами территории в 1941-43 гг. читать дальшеРоман - потому что какая ж это повесть на 350 печатных страниц? (хотя некоторые так называют) Написан на основе документальных материалов из архивов спецслужб, с изменением имен и неназыванием места событий, ну еще кое-какие факты не совпадают - о них стало известно уже после публикации (например, предателями или помощниками главы чекистского подполья были его квартирные хозяйки). Если интересно, то разведчик Игорь Шрагин - это в реальности Виктор Александрович Лягин, действительно бывший инженером-судостроителем, тонко вошедший в доверие к немцам, ставший советником адмирала, организовавший ряд диверсий, выданный предательницей-врачом, стойко перенесший пытки, посмертно награжденный званием Героя Советского Союза; а место действия - город Николаев. Что интересно, предателей и фашистов писатель называет по реальным фамилиям, известным из дел следствия, а вот подпольщиков - по вымышленным, кое-что и от себя добавляя в их биографии. В мелочах есть художественный вымысел, работающий на единство произведения и восполняющий недостаток сведений, однако в основном - факты работы николаевского подполья. И даже хотелось бы этих фактов, подробностей про организацию конкретных операций побольше, не только упоминаний. В романе описано куда меньше, чем было сделано. С другой стороны, автор попытался, пусть и не очень успешно, подать ситуацию изнутри: что переживал и думал Шрагин, как выстраивалась работа подпольщиков под разного рода прикрытием, как видели немцы результаты этой работы и что предпринимали, и подробно - как и почему провалился каждый из чекистов. Чаще - из-за непридания внимания тем ненадежным людям, что были рядом, с которых и начиналось расследование гестаповцев. Иногда - из-за полагания на авось, недопрокачки ситуации, потери самоконтроля. Чекисты - в основном свежие выпускники школы НКВД, из них только Шрагин был более-менее опытным разведчиком, но и роль у него была самая сложная; вживаться пришлось сходу, косяки при организации были, опасность вокруг была постоянная и смертельная, характеры разные, так что слабое звено нашлось и треснуло. Враг же был серьезный, дотошный, не стесненный рамками совести, морали и права, к тому же у него были помощники как из вроде бы советских людей, так и из убежденных украинских националистов. В романе присутствует немного и партийное подполье, организованное независимо от НКВД и далеко не сразу наладившее связь с чекистстким. Есть немножко про обывателей и их отдельные выпады против оккупантов. Для военного боевика - многовато лирики и маловато действия, довольно спокойный рассказ только иногда ускоряется. Для шпионско-производственного романа - маловато специфической конкретики и деталей, все же автор сам журналист, не разведчик. Так что суть - рассказать о непростой борьбе наших людей в тылу врага, и это Ардаматскому вполне удалось.URL записи
Эммануэль Ле Руа Ладюри "История климата с 1000 года". Учитывая, что эта книга написана более полувека назад, интересна она уже не столько как научно-популярное издание по истории климата, сколько как история палеоклиматологии, читать дальшеописанные в ней методы и открытия давно уже не новаторство, а классика. Но читается достаточно интересно, благо написано на отлично знакомом автору-французу европейском материале, и перевод не коробит, и иллюстрации с таблицами присутствуют для наглядности.
Хотя в заглавии книги сказано про тысячу лет, внимание сконцентрировано на 16-19 веках как наиболее обеспеченных надежными материалами для исследования. Это и архивы виноградарей, и спилы деревьев (дендрохронология), и записи разного рода (от сбора налогов до заметок путешественников), но главным образом - всесторонний анализ движения ледников, преимущественно альпийских в истоке Роны. Историк шаг за шагом демонстрирует свой путь, свой метод исследования темы, в которой ранее столь полно на факты никто не опирался. И мы видим, как теплые времена кончаются, наступают с гор ледники, как люди вынуждены что-то делать, чтобы не погибнуть, десятилетия спустя ледники становятся достопримечательностью, а потом понемногу отступают вместе с наступающим к 20-му веку очередным потеплением.
Дотошный увлеченный исследователь вызывает уважение, рисуемая им величавая картина живой природы - опасливое восхищение, попавшие под ледяной каток природы люди прошлого - сочувствие...