Продолжу знакомить вас с историей психиатрии и расскажу, как Ренессанс подсуропил нашим пациентам. Казалось бы — эпоха Возрождения, рост островков светской культуры, смещение акцентов от религиозных догматов церкви к человеку и делу рук его, реанимация античной культуры и новый виток интереса к трудам учёных и философов тех далёких веков. Но давайте проследим, где же и что именно пошло не так.
Не будем перечислять, сколько правителей и стран успело поучаствовать в акции «Закат Византийской империи вручную» и сколько раз прозвучало «Константинопольнаш». Одним из итогов падения некогда великой державы стала массовая миграция граждан бывшей Византии в Европу (ну не в Турцию же, в самом деле, им было податься — разве что если настойчиво попросят и верёвку на шею накинут). Вместе с мигрантами перекочевали в Европу и мало известные до сих пор европейцам памятники античности: книги, картины, даже статуи. В общем, знали бы султаны Османской империи, что стали катализаторами Ренессанса...
читать дальше
На волне интереса ко всему античному — мол, жили же люди, творили же! - появляются платоновские академии в Кареджи, Риме и Неаполе, перечитываются и переводятся труды Аристотеля, Эпикура и других философов, в Италии восходят звёзды Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Санти. Не отстают и учёные, посвятившие себя изучению естественных наук. Вот только тесно им становится в тех границах, которые были оставлены античными предшественниками. И вот уже Коперник в пичку Птолемею заявляет, что Земля-то, оказывается, вовсе не пуп Вселенной; а следом за ним и Галилей кладёт первые камни в фундамент научной механики (а если брать шире — то и механистического мировоззрения).
Раздвигают границы познанного, осмысленного и описанного античными авторами и другие учёные. Конрад Гесснер пишет объёмный труд по зоологии и создаёт собственную классификацию растений, которую дополняет и дорабатывает Андреа Чезальпино — и оба не боятся поправлять Аристотеля. Андреас Везалий в своём труде «О строении человеческого тела» - между прочим, в его основу легли сотни проведённых им вскрытий — поправляет ошибки, допущенные в трудах Галена и Гиппократа (немыслимая смелость: покуситься на догматы!), а Парацельс даже позволяет себе неслыханную по тем временам наглость: жжёт на площади Базеля труды Авиценны и того же Галена, приговаривая, что надо самим (как вот он, к примеру) опыт набирать, а не старьё многовековой давности студентам на лекциях пережёвывать.
Здорово же? Прогресс же? А теперь задумайтесь на минуточку, как должны были чувствовать себя, к примеру, люди, занимающие не последние места в руководстве той же католической церкви? Нет, искусство — это очень даже неплохо, особенно когда лучшие художники, скульпторы и архитекторы трудятся для вящей славы Господней и матери-церкви. Но вот все эти модные веяния в науке — это же подрыв устоев! Это же надо — самому Экклезиасту перечить! 12 апреля 1615 Великий Инквизитор Роберто Беллармино напишет в своём послании теологу Паоло Антонио Фоскарино:
Во-первых, мне кажется, что Ваше священство и господин Галилео мудро поступают, довольствуясь тем, что говорят предположительно, а не абсолютно; я всегда полагал, что так говорил и Коперник. Потому что, если сказать, что предположение о движении Земли и неподвижности Солнца позволяет представить все явления лучше, чем принятие эксцентриков и эпициклов, то это будет сказано прекрасно и не влечет за собой никакой опасности. Для математика этого вполне достаточно. Но утверждать, что Солнце в действительности является центром мира и вращается только вокруг себя, не передвигаясь с востока на запад, что Земля стоит на третьем небе и с огромной быстротой вращается вокруг Солнца, — утверждать это очень опасно не только потому, что это значит возбудить раздражение всех философов и теологов-схоластов; это значило бы нанести вред святой вере, представляя положения Святого Писания ложными…
Во-вторых, как Вы знаете, [Тридентский] собор запретил толковать Священное Писание вразрез с общим мнением Святых Отцов. А если Ваше священство захочет прочесть не только Святых Отцов, но и новые комментарии на книгу «Исхода», Псалмы, Экклезиаст и книгу Иисуса, то Вы найдете, что все сходятся в том, что это нужно понимать буквально — что Солнце находится на небе и вращается вокруг Земли с большой быстротой, а Земля наиболее удалена от неба и стоит неподвижно в центре мира. Рассудите же сами, со всем своим благоразумием, может ли допустить Церковь, чтобы Писанию придавали смысл, противоположный всему тому, что писали Святые Отцы и все греческие и латинские толкователи?
А 24 февраля 1616 одиннадцать квалификаторов Конгрегации озвучат своё веское мнение:
Утверждать, что Солнце стоит неподвижно в центре мира — мнение нелепое, ложное с философской точки зрения и формально еретическое, так как оно прямо противоречит Священному Писанию.
Утверждать, что Земля не находится в центре мира, что она не остаётся неподвижной и обладает даже суточным вращением, есть мнение столь же нелепое, ложное с философской и греховное с религиозной точки зрения.
Впечатляет? Но это лишь один пример, да и относится он к Позднему Возрождению, просто довольно показательный. Нервничать же католическая церковь начала ещё в Раннем: власть, влияние и деньги стали уплывать из рук. Пусть поначалу не столь ощутимо, но нарождающийся капитализм как-то не очень спешил пугаться духовенства и делиться с ним последним. Напротив, есть мнение, что Реформацию он по большей части и спонсировал: мол, скромнее надо быть в желаньях. Ну и как прикажете провернуть фарш назад?
Приём не нов, и пользовались им во все времена, вплоть до наших: находим врага, которому нужно надавать по сусалам (и при этом в идеале не получить по собственным), объявляем ему смертельный бой и назначаем себя верховным главнокомандующим. Чтобы, знаете ли, и флаг над головой, и кормило в руки, и ветер в спину, и якорь... нет, якорь вычёркиваем — и трофеи в кармане. А кто главный враг церкви и добрых христиан в целом? Конечно же, Сатана. И его приспешники.
5 декабря 1484 году папа Иннокентий VIII, вняв увещеваниям монаха-доминиканца (по совместительству инквизитора) Генриха Крамера (он же Генрикус Инститор, которому к тому моменту за чрезмерное инквизиторское рвение в Германии чуть было не надавали по шаловливым ручонкам), издал буллу Summis desiderantes affectibus, то бишь «Всеми силами души»:
Всеми силами души, как того требует пастырское попечение, стремимся мы, чтобы католическая вера в наше время всюду возрастала и процветала, а всякое еретическое нечестие искоренялось из среды верных. Не без мучительной боли недавно мы узнали, что в некоторых частях Германии <…> очень многие лица обоего пола пренебрегли собственным спасением и, отвратившись от католической веры, впали в плотский грех с демонами инкубами и суккубами колдовством, чарованиями, заклинаниями и другими ужасными суеверными, порочными и преступными деяниями причиняют женщинам преждевременные роды, насылают порчу на приплод животных, хлебные злаки, виноград на лозах и плоды на деревьях, равно как портят мужчин, женщин, домашних и других животных <…>, и что они, по наущению врага рода человеческого, дерзают совершать и ещё бесчисленное множество всякого рода несказанных злодейств и преступлений <…>. Но мы устраним с пути все помехи, которые могут каким-либо образом препятствовать исполнению обязанностей инквизиторов и дабы зараза еретического нечестия и других подобного рода преступлений не отравила своим ядом невинных людей, мы намерены, как того требует наш долг и как к тому побуждает нас ревность по вере, применить соответствующие средства.
А двумя годами позже Генрих Крамер за компанию с братом-доминиканцем, инквизитором, профессором теологии и известным в узких кругах демонологом Якобом Шпренгером напишут и издадут (вернее, скомпилируют из доступных источников и добавят чуток отсебятины) Malleus Maleficarum, Maleficas, & earum hæresim, ut phramea potentissima conterens , или «Молот ведьм» - своего рода методичку участкового инквизитора: где искать, как выявлять, как пресекать.
Правда, самого Крамера уже через шесть лет осудят за непомерную ретивость вкупе с излишним интересом к сексуальной составляющей колдовства, но трактат-то уже к тому времени пойдёт в массы. И начнётся охота на ведьм.
И не будет ничего удивительного в том, что под раздачу попадут — и едва ли не в первую очередь — душевнобольные. dpmmax.livejournal.com/927044.html
Продолжу знакомить вас с историей психиатрии и расскажу, как Ренессанс подсуропил нашим пациентам. Казалось бы — эпоха Возрождения, рост островков светской культуры, смещение акцентов от религиозных догматов церкви к человеку и делу рук его, реанимация античной культуры и новый виток интереса к трудам учёных и философов тех далёких веков. Но давайте проследим, где же и что именно пошло не так.
Не будем перечислять, сколько правителей и стран успело поучаствовать в акции «Закат Византийской империи вручную» и сколько раз прозвучало «Константинопольнаш». Одним из итогов падения некогда великой державы стала массовая миграция граждан бывшей Византии в Европу (ну не в Турцию же, в самом деле, им было податься — разве что если настойчиво попросят и верёвку на шею накинут). Вместе с мигрантами перекочевали в Европу и мало известные до сих пор европейцам памятники античности: книги, картины, даже статуи. В общем, знали бы султаны Османской империи, что стали катализаторами Ренессанса...
читать дальше
Не будем перечислять, сколько правителей и стран успело поучаствовать в акции «Закат Византийской империи вручную» и сколько раз прозвучало «Константинопольнаш». Одним из итогов падения некогда великой державы стала массовая миграция граждан бывшей Византии в Европу (ну не в Турцию же, в самом деле, им было податься — разве что если настойчиво попросят и верёвку на шею накинут). Вместе с мигрантами перекочевали в Европу и мало известные до сих пор европейцам памятники античности: книги, картины, даже статуи. В общем, знали бы султаны Османской империи, что стали катализаторами Ренессанса...
читать дальше