Если уходить в самое начало истории оперы, то есть в 1600 год, тенор – совершенно равноправный участник оперного действа. Наряду с басом, баритоном и кастратом. Это объясняется многофигурностью оперных произведений в XVII веке. В эпоху барокко оперный сезон был короток и длился всего несколько месяцев в году, совпадая с ежегодными карнавалами, т.е. промежутком между рождественским и пасхальным постами. А карнавал, как известно, это время массовых гуляний, коллективного пьянства и полного отсутствия социальной дистанции. То есть с утра до ночи и с ночи до утра никто толком не работает, но все развлекаются – самое время давать спектакли. И эта карнавальная культура с толпами народа передалась и самой опере – количество персонажей в спектаклях порой зашкаливало! Поющих было поначалу не менее пятнадцати (как в «Ясоне» Кавалли, например), а уж массовка исчислялась сотнями, чтобы добиться эффекта реально пышного действа. В театре Ла Пергола, например, для постановки «Геркулеса в Фивах» Боретти, кроме одиннадцати главных персонажей, потребовались ещё пять разных типов хоров, семнадцать богов и более сотни статистов, изображавших слуг, нимф, пажей и солдат. Среди персонажей барочной оперы традиционно имелось довольно много богов. Опера ведь на древний сюжет, а он предполагает Юпитера, Юнону, Аполлона и т.д. Поэтому в «Ясоне» Кавалли богов пятеро, в «Возвращении Улисса на родину» Монтеверди шестеро, а в «Золотом яблоке» Чести вообще пятнадцать. И все они поют! Иногда богов заменяли на страсти и стихии – Любовь, Время, Солнце, Ветер и т.д. То есть, теноры пели свои партии наравне с остальными солистами, при этом главных партий в опере барокко до середины XVII века практически не было, всё время действия равномерно распределялось между персонажами. Однако в середине века преобладать начинают кастраты со своими мощными, подвижными и виртуозными голосами, до которых обычным тенорам как до Марса. Кастраты захватывают все главные партии в театре, перетягивая основное время звучания оперы на себя, так что к началу XVIII века теноры остаются практически не у дел. Но они не исчезают, а трансформируются в совершенно новую ипостась, которая сегодняшнему любителю оперы покажется сущей дикостью.
больше здесь https://picturehistory.livejournal.com/6410128.html