В конце первого дня, на вечерней общегрупповой тренировке, я несколько раз спотыкался взглядом и слухом об одного парня. Что-то с ним было не так. Голос со странными модуляциями, какая-то угловатость движений иногда, фразы и слова слегка невпопад.. Но все это не сильно. Так..чуть-чуть совсем. Уже вечером, в раздевалке после тренировки парень громким голосом спросил:
-Василий, а ты на машине? В город едешь? Подвези меня.
Надо сказать, что в тот вечер он впервые меня увидел, как и я его. И на протяжении тренировки мы не общались. Я удивился внезапности просьбы. Ведь рядом были те люди, которых он знал давно.. почему именно я?
А на следующий день я узнал, что у парня РАС. И все стало понятно. Но вот дальше настал черед иных моих удивлений. У парня к его 14-ти годам были развиты следующие навыки:
-умение начинать и поддерживать неформальный разговор
-умение совершать комментирующие высказывания («Оказывается, Василий, ты опытный путешественник!»
-умение шутить и понимать шутки
-умение терпеть боль и собственные негативные эмоции во время поединков
-само умение спарринговаться в свободном, полноконтактном режиме
-умение принимать отказ, экспрессивно расстраиваться. При этом мимика была адекватна переживаемой эмоции, направлена на собеседника с одновременным ожиданием его реакции.
-умение делать борцовский фляк и все прочие подводящие к нему упражнения.
-умение стоять на голове с закрытыми глазами с последующим переходом на борцовский мостик.
-ходьба по бревну на высоте 1.5 метров
-умение терпеть, когда тяжело и учитывать социальный контекст в групповых занятиях( он не останавливался в упражнениях, пока их не закончат другие участники тренировки)
Дальше включилось профессиональное и я поспрашивал тренеров и отца парня, как они достигли таких результатов и за какое время.
читать дальшеНу и, зная и тренеров и отца парня лично, ответам не удивился:
- А с ним никто не цацкался. Поначалу он приходил и просто при беге падал на пол и катался с криками. Не выполнял задания. Я подходил к нему и кричал « инвалида дома будешь включать. Встал и побежал»
-Василий, здесь с ним никто не церемонился, не считался и не щадил. Упал/устал- ответ один «встал-побежал». Орешь и плачешь- мы ржем и работаем дальше. Плачешь, когда пропустил удар- мы бьем еще, иногда смеемся над его слезами.
-Да, и еще. Требования ко всем общие. Пришел на тренировку, тренируйся. Вначале разминка- осваивай движения. Что непонятно-спрашивай. Мне похрен, что не можешь. Закончилась разминка- ножи в руки и поединки. Наполучаешь по рукам-терпи. Потом перчатки на руки, шлем на голову и боксируем. Не умеешь защищаться- получай. Плачешь и опускаешь руки- рискуешь получить в голову.
……
-Максим, но ты же много подводящих и базовых упражнений даешь. Он их как осваивает?
-Да, осваивает постепенно. Разница с другими учениками уже вовсе невелика, а иногда ее и совсем нет. Но осваивать их непосредственно в поединке нужно все равно. И скорость принятия решений тоже должна расти. Да, и учти, что остальные мои ученики не делают скидки ни на его болезнь, ни на возраст, ни на мастерство. Он одно время злился на то, что его бьют и пытался в ответ сильно бить. Так ему сразу такая же обратка прилетала.
Отец при этом занимается здесь же, по той же программе и делает то же самое. И кое-что у отца получается хуже. Не говоря уже обо мне. Я так и не смог освоить подводящие к борцовскому фляку упражнения. Нужно будет отдельно их тренировать. А парень все это делает с легкостью.
Почему же в такой жесткой, нечувствительной к индивидуальности, к личности человека среде у парня получилось столь мощное и удивительно развитие навыков, так трудно дающихся при РАС? Я сейчас вот о каких навыках говорю: эмоциональная устойчивость, социальная компетентность, эмпатия, сенсорная интеграция.
Ведь не было никакой жалости, никакой бережности. Также тренера не были эмпатичными, принимающими, поддерживающими. Скорее резкими, требовательными, грубыми. Короче, наставники-это не те люди, для которых важна пресловутая «слезинка ребенка». Так почему?
Мне кажется, что причин тому несколько:
1. Полная предсказуемость среды. Идя туда, парень точно знал, что там будет происходить. Когда и в каких обстоятельствах он получит тумаков. Точно было известно, что там нужно будет из раза враз делать физические упражнения и драться в поединках( на палках, ножах и кулаках)
2. Предсказуемая абсолютная жесткость, неподатливость среды. Здесь не работали привычные поведенческие реакции на нечувствительность тела, на собственные негативные эмоции. Здесь нельзя было повлиять на действия других людей доступным поведенческим арсеналом.
3. Нормализация среды. Все занимающиеся и тренера полностью игнорировали его состояние и диагноз. Могли пошутить, когда захотелось. Могли высказать злость или еще что, когда хотелось( не сдерживались, в общем) Могли поторопить или прикрикнуть, если замешкался. Могли похвалить и просто похлопать по плечу, когда что-то получалось( и да-да, при этом знать не знали, что нужно учитывать его индивидуальный сенсорный профиль). В общем, никто не делал никаких скидок на РАС. И говорили с ним на темы единоборств, да и на жизненные темы, не подстраиваясь под его уровень.
4. В занятиях присутствовала постепенность и методическая правильность в развитии движений и навыков. Каждый сложный двигательный акт разбивался на составляющие, которые отрабатывались отдельно. И у каждой такой составляющей были свои подводящие упражнения. Думаю, излишне упоминать, что подобный подход не был обращен исключительно к парню. По такой схеме тренируются все.
5. У каждого из сложных моторных актов было ясное целеполагание. Парню было ясно, зачем это движение нужно, какова его функциональная значимость.
6. Была ясна общая цель занятий. Цель сама по себе хитрая- она с одной стороны ясна, с другой стороны недостижима как конечная точка. Звучит так- «уметь драться в уличных/реальных условиях». Она ясна, предельно конкретна, но..достигать ее нужно всю жизнь В общем, это процесс, а не точка на временной шкале.
Такая вот программа развития
В завершение хочу еще раз сформулировать то, что мне показалось наиболее удивительным:
« В жесткой, неэмпатичной, неподатливой социальной среде, ориентированной на культивирование агрессии, на физическое развитие и формирование специфических двигательных навыков для ведения боя наибольшее развитие получили именно те навыки,которые отсутствовали в этой самой среде и вообще не преподавались:
-эмпатия
-неформальные социальные взаимодействия
-эмоциональная устойчивость
-высокая толерантность к фрустрации
-навыки социальных взаимодействий( начало и поддержание разгвора, учет социального контекста, комментирующие высказывания и т.д.)
-умение шутить. https://alienist-l.livejournal.com/116234.html