Мне казалось очевидным, что придумывая эльфийский алфавит
тенгвар, Толкин вдохновлялся индийским алфавитом
деванагари (вплоть до того, что даже созвучие названий кажется мне не случайным).
Однако, как я недавно обнаружил, не все любители Толкина считают их родство очевидным. Действительно, если смотреть на начертание букв, тенгвар и деванагари не так уж похожи. Но дело в том, что сходство их лежит глубже: оно проявляется в организации обоих алфавитов, которая резко отличает их от алфавитов европейских и сближает друг с другом.
Прежде всего, и деванагари, и тенгвар, строго говоря, не алфавиты, а
абугиды. В чем разница? В алфавитах - кириллическом, латинском, грузинском и т.д. - существуют отдельные буквы для согласных и гласных звуков. Слог записывается как сочетание буквы для гласного и буквы для согласного.
В абугидах, когда надо записать слог, поступают иначе. Берется базовая буква для согласного и в нее вносится небольшая модификация. Скажем, если в деванагари вы хотите написать слог "пе", вы берете за основу букву, означающую слог "па" и рисуете над ним "хвостик". Если вы хотите написать слог "пу", вы опять берете слог "па" и рисуете под ним "улитку".
читать дальшеЧто мы наблюдаем в тенгваре? Имеется базовая буква - скажем, "п". Если мы хотим написать слог "па", нам надо над этой буквой поставить три точки, если "пи" - одну точку, если "пе" - черточку, и т.д.(Сразу оговорюсь, что данное правило годится для квенья - языка Высших эльфов. В синдарине - языке эльфов Средиземья - те же начертания будут читаться "наоборот": ап, ип, эп.)
Для наглядности - написание некоторых слогов на тенгваре (слева) и деванагари (справа)
(pa, pi, pe, pu, po) |
(pa, pi, pe, pu, po) |
Данная система напоминает то, что мы видим в абджадах - алфавитах типа арабского или еврейского: там тоже при записи кратких слогов гласная может обозначаться диакритическим знаком. Но в арабском эту диакритику можно и опустить - как в русском языке допустимо не писать ударение; в тенгваре и деванагари огласовки обязательны.
Кроме того, что в тенгваре, что в деванагари гласную - и краткую, и долгую - можно записать и отдельной буквой (этот прием используется в тех случаях, когда в состав соответствующего слога не входит согласная).
От остальных абугид тенгвар и деванагари отличает еще одна общая особенность - "пространственная" организация алфавита.
В то время как большинство алфавитов записываются в виде одномерного списка: А,Б,В,...,Ю,Я; A,B,C,...,Z - тенгвар и деванагари организованы в виде таблицы. И это не просто разбиение на строки и столбцы: положение той или иной буквы в таблице жестко связано с фонетическими особенностями того звука, который она обозначает.
Тенгвар
|
Деванагари
|
Первые 24 знака тенгвар объединены в 4 ряда (témar), в зависимости от места произнесения (зубные, губные, палатальные или велярные, велярные или лабиовелярные) |
Первые 25 согласных знаков деванагари объединены в 5 рядов, в зависимости от места произнесения (велярные, палатальные, ретрофлексные, зубные, губные) |
Каждый ряд разбит на шесть ступеней (tyeller) в зависимости от способа артикуляции и звонкости: глухие и звонкие смычные, глухие и звонкие щелевые, носовые и полугласные. |
Каждый ряд разбит на 5 групп (varga) в зависимости от способа артикуляции и звонкости: глухие взрывные, звонкие взрывные, глухие взрывные с придыханием, звонкие взрывные с придыханием, носовые. |
Дополнительные знаки для удобства также объединены в ступени, но менее регулярно. |
Дополнительные знаки (полугласные и фрикативные) также объединены в группы, но менее регулярно. |
Таблица согласных тенгвара*:
t |
nd |
s |
nt |
n |
r |
|
r |
s |
hy |
|
|
p |
mb |
f |
mp |
m |
v/w |
|
rd |
s |
hw |
h |
k |
ng |
kh |
nk |
n |
|
|
l |
z |
i |
|
kw |
ngw |
xw |
nkw |
nw |
v/w |
|
ld |
z |
u |
|
(Чтобы сходство с деванагари было нагляднее, я повернул таблицу на 90°; с той же целью я передал звуки [k] и [x] буквами k и kh, а не традиционными c и ch) |
Таблица согласных деванагари:
ka |
kha |
ga |
gha |
ṅa |
|
|
|
ha |
ca |
cha |
ja |
jha |
ña |
|
ya |
śa |
|
ṭa |
ṭha |
ḍa |
ḍha |
ṇa |
|
ra |
ṣa |
|
ta |
tha |
da |
dha |
na |
|
la |
sa |
|
pa |
pha |
ba |
bha |
ma |
|
va |
|
|
(Здесь c - звук сходный с русским ч; ch - звук, сходный с чх; j и jh - звонкие пары к c и ch; ṅ, ñ, ṇ - различные носовые согласные; ṣ и ś - глухие шипящие)
|
Хотя фонетический состав квенья и санскрита разный, параллели легко заметить: первый ряд тенгвара соответсвует четвертому ряду деванагари, второй - пятому, третий - первому.
Можно, конечно, предположить, что Толкин позаимствовал консонантно-слоговй принцип не из деванагари, а из какой-то другой абугиды, а пространственную организацию придумал сам - и с организацей деванагари она совпала по тем же причинам, по которым бы совпала наша земная таблица Менделеева c таблицей М'ен-дде-льева с Альдебарана-V. Но, ИМХО, более экономным было бы предположить заимствование - все-таки, базовое знакомство с деванагари относится к "джентльменскому набору" любителя лингвистики.
PS Предположение о заимствовании мне нравится и тем, что оно объясняет странные "инвертированные слоги" в синдарине. Почему вдруг у эльфов Средиземья слогом считаются сочетания "оп, ак, ин", а не более привычные "по, ка, ни"? Не знаю, как Толкин объясняет это "изнутри" мира, но внешнее объяснение напрашивается само собой: чтобы не было уж слишком похоже на деванагари. https://chyyr.livejournal.com/303506.html