суббота, 06 мая 2023 в 07:04
Пишет Irina77:
Брак - центральная тема и развязка романов Джейн Остин. Но брак в Англии эпохи Регентства был совершенно другим институтом, чем сейчас, во многом из-за изменений в законодательстве, касающемся брака. Знание брачного закона времен Джейн Остин дает более глубокое понимание ее книг. Что еще более важно, книги дают нам более полное представление о том, как брачные законы определяли жизнь мужчин и женщин. Остин передает живую реальность тех, на кого распространяются законы начала девятнадцатого века, касающиеся экономических условий брака, добрачных отношений, брака между родственниками, тайного брака и брака с несовершеннолетними, развода и т.д. читать дальшеЭкономика брака среди дворян и джентри не только широко обсуждается в книгах, но и составляет решающий контекст брачного сюжета. Многие персонажи Джейн Остин обладают скромным состоянием, и для некоторых брак является решением их финансовых трудностей. В романах автор склоняет нас к тому, что брак только из-за денег неправилен, но брак без состояния хотя бы с одной стороны неблагоразумен. Мужчины, фигурирующие в романах Джейн Остин, безусловно, более богаты и состоятельны, чем женщины. В какой-то степени относительная бедность женщин была результатом правовых норм, отдававших предпочтение мужчинам, особенно старшим сыновьям. Если владелец родового поместья — семейного дома, земли и дохода от земли — умер, не оставив завещания, применялось правило первородства (майорат): родовое поместье наследовал старший сын. При отсутствии детей или детей мужского пола имущество наследовали дальние родственники, обычно мужчины, в порядке старшинства. Майорат был правилом, применяемым в случаях, когда землевладелец умер без завещания. Но в большинстве случаев родовые поместья переходили не по закону о завещании, а по личному завещанию владельца или соглашению. Владелец состояния мог не отдавать предпочтение своему своему старшему сыну или другим родственникам мужского пола в завещании, но часто так и поступал. Целью предпочтения старших сыновей либо путем применения закона о майорате, либо посредством завещаний или соглашений, было сохранить родовое имущество в целости и свободным от тяжелых обязательств по поддержке других членов семьи. Джейн Остин показывает, как традиция сохранять семейное имущество в целости, завещая его старшему сыну, а не разделяя его, чтобы обеспечить всех наследников, оставляла женщин на милость их родственников-мужчин. В романе «Чувство и чувствительность» мистеру Генри Дэшвуду не удается обеспечить и защищать свою вдову и дочерей, потому что ему завещана только пожизненная доля в семейном имении. После его смерти имущество переходит к его сыну от первого брака Джону, а затем к сыну Джона. Его дочерям от второго брака осталось всего по 1000 фунтов наследства. (Вложенные в ценные бумаги они могли приносить лишь по 50 фунтов в год каждой, если не считать процентов с капитала их матери, миссис Дэшвуд). Разделы имущества, часто совершаемые по случаю брака, обычно давали мужу пожизненную долю в имении, и имущество переходило к старшему сыну (или другому потомку мужского пола). Закон не требовал, чтобы мелкие землевладельцы следовали правилу первородства, но были исключения. В романе «Гордость и предубеждение» Леди Кэтрин де Бёр комментирует: «Я не вижу причин для наследования имений по женской линии — в семье сэра Льюиса де Бёра это не считалось необходимым». Леди Кэтрин повезло. В изображении семьи Беннетов Джейн Остин раскрывает трудности, связанные с обычной практикой передачи семейного имущества старшему родственнику мужского пола. Урегулирование семейного имущества не позволяет господину Беннету обеспечивать свою жену и дочерей после его смерти. Если бы у Беннетов родился сын, то сын, а не мистер Коллинз, имел бы право на семейное имущество после смерти мистера Беннета. А сын, достигнув совершеннолетия, мог бы заключить с мистером Беннетом соглашение, которое разделяло бы наследство и обеспечивало остальных членов семьи. Мотивацией сына для заключения такого соглашения часто было его желание жениться. Для заключения брачного договора с участием семейного имущества требовалось согласие отца. Младшие сыновья, а также дочери страдали от применения майората. Относительно небольшой доход и плохие перспективы затрудняли их вступление в брак. В романе «Мэнсфилд Парк» Эдмунд Бертрам становится гораздо более привлекательным для Мэри Кроуфорд, когда Томас Бертрам, старший сын, оказывается на смертном одре. А в «Гордости и предубеждении» полковник Фитцуильям, говоря о своей относительной бедности, говорит: «Младший сын, знаете ли, должен быть приучен к самоотречению и зависимости. Младшие сыновья не могут жениться, когда захотят». Но младшие сыновья могли хотя бы приобрести профессию. Эдмунд Бертрам — священник, полковник Фитцуильям — военный, а Джон Найтли — юрист. У женщин таких возможностей не было. Возможности образования и трудоустройства для женщин были крайне ограничены. Брак был почти необходимостью. В письме к Фанни Найт Джейн Остин отметила, что «одинокие женщины имеют ужасную склонность к бедности, что является очень сильным аргументом в пользу супружества» (13 марта 1817 г.). Эмма, наследница, — одна из немногих женщин, способных сказать: «У меня нет ни одного из обычных женских побуждений выйти замуж». Большинство женщин находились в положении Шарлотты Лукас: «женитьба всегда была ее целью; это было единственное почетное поприще для хорошо образованных молодых женщин с небольшим состоянием, и, хотя оно и не давало счастья, должно было быть их самым приятным средством от нужды». После вступления в брак муж становился юридически ответственным за содержание жены. Если бы она была вынуждена покинуть его дом из-за жестокого обращения, муж был бы обязан обеспечивать ее из своих средств. Но ценой получения защиты от нужды через брак была потеря женщиной своей правосубъектности. По общему праву муж и жена — одно лицо, и этим лицом является мужчина. При вступлении в брак женщина становилась feme covert («замужней женщиной», то есть женщиной, находящейся под защитой своего мужа. Как писал Блэкстоун в 1765 году: «В браке муж и жена составляют одно лицо по закону: то есть само существование или правовое существование женщины приостанавливается во время брака или, по крайней мере, включается и закрепляется в муже, под чьим крылом, защитой и прикрытием она совершает все; и поэтому называется в нашем французском законе feme covert («замужней женщиной» . . . и ее состояние во время замужества называется ее прикрытием». Одним из последствий такого прикрытия было то, что муж получал право на собственность и доход своей жены. Женщины того класса, о котором писала Джейн Остин, обычно заключали брачный договор, согласно которому имущество передавалось жене в доверительное управление для ее личного использования. Источником денег, причитающихся жене, могло быть ее собственное приданое, доходы ее семьи, мужа или семьи мужа. Определенная сумма указывалась в таких договорах как «деньги на булавки». Такие деньги предназначались для приобретения одежды, и были карманными деньгами супруги. Кроме того, брачные договоры часто предусматривали отказ женщины от своих прав на приданое и пожизненную долю в одной трети всей земли, принадлежавшей мужу во время брака. Вместо этого она получала совместное имущество, определенную сумму для личного использования, которая была ее поддержкой, если она переживала своего мужа. отсюда
URL записи