воскресенье, 31 марта 2024 в 13:18
Пишет Irina77:
перевод мой Понимание тонких нюансов официальных представлений и обычных приветствий времен Джейн Остин доставляет массу удовольствия и позволяет по иному взглянуть на ее романы. Остин использует нарушения этикета и манер в качестве характеристики своих персонажей. В своей книге “Эти элегантные приличия" Джейн Нардин пишет: "В романах Джейн Остин социальное поведение человека является внешним проявлением его морального облика”. читать дальшеОстин использует официальное представление, рукопожатия, реверансы, поклоны и даже печально известный "cut" (прим.: в переводе с английского "вырезать", в д.случае — "из круга знакомых"), чтобы развивать свои сюжеты, предоставлять ценную информацию о своих персонажах и давать тонкие намеки своим читателям. Знакомство На протяжении всех своих романов Джейн Остин умело использует правило, согласно которому два незнакомца не могут общаться в обществе, пока их должным образом не представит третья сторона или общий знакомый. Сегодня может показаться грубым общаться с кем-то в социальной среде и не представляться, но Кирстен Олсен говорит в книге “Все в стиле Остин", что "благородные люди, которых не представили, просто не разговаривали друг с другом”. Остин умеет использовать этот кодекс поведения как в пользу, так и в ущерб своим персонажам. Кэтрин Морланд остро ощущает невыгодность этого правила, когда впервые попадает в Бат: “Ей очень хотелось потанцевать, но в комнате не было ни одного знакомого”, а миссис Аллен лишь говорит время от времени:”Я бы хотела, чтобы ты могла потанцевать, моя дорогая, я бы хотела, чтобы у тебя был партнер". (Нортенгерское аббатство). Поскольку у них нет знакомых, Кэтрин не может танцевать. Когда они находят место для чаепития рядом с большой компанией людей, они проводят трапезу, “не имея возможности с кем-то поговорить, кроме друг друга”. Но если девушка не может найти партнера по танцам или друзей за чайным столом без знакомства, как может она встретить партнера по браку? К счастью, из этого правила было исключение: церемониймейстер в Нижних залах мог должным образом представить ее, именно так Кэтрин знакомится с Генри Тилни. Остин также использует это правило в качестве важной "зацепки" в начале "Гордости и предубеждения", когда миссис Беннет изводит мистера Беннета, заставляя нанести визит мистеру Бингли. Среди сельской знати, если кто-то переезжал по соседству, считалось вежливым, чтобы соседи нанесли ему визит. Очевидно, мистер Беннет должен представиться, чтобы его дочери могли познакомиться с мистером Бингли. Однако есть и другая причина настойчивости миссис Беннет: как только визит нанесен, на него нужно ответить. Как говорит Олсен, “практически все визиты требовали ответного визита, так что, начав посещать определенный дом, было трудно остановиться”. Эта деталь делает хитроумный план миссис Беннет еще более забавным, поскольку она знает, что это неизбежно приведет к знакомству ее дочерей с мистером Бингли. Позже в “ Гордости и предубеждении”, когда мистер Коллинз обращается к мистеру Дарси без официального представления, это выглядит постыдным нарушением поведения, тем более что он занимает более низкое социальное положение: "Элизабет изо всех сил пыталась удержать его от такого шага, заверяя его, что мистер Дарси расценит его обращение к нему без представления скорее дерзостью, чем уважением к его тете; и ни в малейшей степени им не обязательно представляться друг другу, а если и потребуется, то первый шаг должен сделать мистер Дарси, как вышестоящий по статусу. Так что это не просто ужасная социальная оплошность — Остин привлекает внимание к невежеству мистера Коллинза и чрезмерному самомнению по поводу его связи с леди Кэтрин де Бер. Вежливые жесты и приветствия Поклоны, реверансы, кивки и другие физические жесты; язык тела имеет большое значение в книгах Остин. Поклоны и реверансы, например, должны были выполняться элегантно. Однако глубина и продолжительность поклона зависели от обстоятельств. Например, “Короткий, отрывистый поклон, больше похожий на кивок, может указывать на неудовольствие или простое формальное признание, в то время как длинный поклон может выглядеть нелепо в одних ситуациях и придавать значение словам или уходу в других”. Мы видим пример этой тонкости, когда мистер Дарси лишь слегка кланяется и уходит после того, как мистер Коллинз выходит вперед, чтобы представиться. После чего мистер Коллинз говорит Элизабет, что знакомство прошло хорошо, но Элизабет понимает, что это не так. Джентльмены также должны были кланяться, прощаясь с дамой. Кланялись или приподнимали шляпы также в знак приветствия женщинам, лицам, занимающим более высокое положение в обществе, и знакомым, которых видели на расстоянии. Кивок также был важен. Он также был обычной вежливостью среди женщин. И, как в случае с визитом, на приветствие нужно ответить кивком, что мы видим в Нортенгерском аббатстве, когда Кэтрин ищет мистера Тилни, но также занята “ответными кивками и улыбками мисс Торп”, которые “отнимали у нее большую часть свободного времени”. Рукопожатие обычно использовалось между мужчинами одного социального класса. Однако Олсен говорит, что “женщины могут пожать руку даже мужчине, хотя в книгах по поведению указано, что это любезность, которую следует оказывать с осторожностью”. Мы видим в “Чувстве и чувствительности” , что Марианна привыкла оказывать Уиллоуби эту любезность (и ее задевает его очевидное безразличие), когда она протягивает ему руку и восклицает: "Ты не пожмешь мне руку?", во время встречи на вечеринке в Лондоне. Когда она встречает его, он просто кланяется, “не пытаясь заговорить с ней или приблизиться”. После того, как они провели так много времени вместе, он чувствует себя невероятно неловко и ведет себя так, как будто они не знают друг друга так хорошо, как на самом деле. Остин использует эту сцену, чтобы показать читателю, что чувства и намерения Уиллоуби по отношению к Марианне резко изменились. Разрыв знакомства После того, как два человека представлены друг другу, каждый из них должен отдать соответствующие приветствия, поклоны, реверансы и кивки в ответ. Когда кто-то намеренно предпочитал не следовать этим вежливым обычаям и признавать знакомство, это называлось “разрывом". Олсен объясняет, что “знакомство было делом определенной важности, поскольку, как только двое людей были представлены друг другу, они должны были "узнавать" друг друга всегда, признавая присутствие друг друга каждый раз, когда встречались, и соглашаясь на визиты туда и обратно. Единственным выходом из вечного знакомства было нечто настолько ужасное и непростительное, сделанное одним из них, что другой может "оборвать" знакомство. Например, при встрече на улице, если один мужчина видел знакомого джентльмена, он приподнимал шляпу. Другой мог кивнуть в ответ. Однако игнорировать другого человека и отказываться признавать его было “отказом от знакомства”. Слово cut - “разорвать знакомство” подчеркнуто используется в "Гордости и предубеждении", когда Дарси видит Уикхема в Меритоне: “Через несколько мгновений Уикхем коснулся своей шляпы — приветствие, на которое мистер Дарси едва соизволил ответить. Что бы это могло значить? Это было невозможно представить; это было невозможно не жаждать узнать”. Отказ от знакомства несколько раз подчеркивается в романах Остин, потому что “в ее социальном мире это был почти самый драматичный инцидент, какой только мог случиться”. Мы видим, что отказ от знакомства использовался несколько раз, чтобы показать, что отношения между двумя людьми были разорваны по той или иной причине. В "Чувстве и чувствительности" после того, как Уиллоуби разбивает сердце Марианны и она заболевает, он говорит Элинор, что "сэр Джон заговорил с ним впервые за два месяца, когда они встретились на публике". Он говорит: “То, что он повернулся ко мне спиной с тех пор, как я женился, я принял без удивления или негодования”. В зависимости от ситуации, может быть виноват тот, кому отказывают от знакомства, или тот, кто отказывается. В "Гордости и предубеждении", когда Джейн навещает мисс Бингли в Лондоне, мисс Бингли выжидает несколько недель, прежде чем ответить (хотя сделать это следует в течение дня или двух). Джейн пишет Элизабет: “Было совершенно очевидно, что визит не доставил ей удовольствия; она слегка, формально извинилась за то, что не нанесла визит раньше, ни словом не обмолвилась о желании увидеть меня снова и была во всех отношениях настолько изменившимся существом, что, когда она ушла, я твердо решила больше не продолжать наше знакомство”. Это тонкий прием, который считался крайне невежливым. В каждом из своих романов Остин использует подобные социальные жесты, чтобы дать своим читателям особое представление о ее персонажах и сюжетах. Если кто-то совершает ошибку, мы всегда должны внимательно присмотреться, чтобы выяснить, почему Остин написала это именно так. Часто, когда кодекс поведения не соблюдается, с кем-то или чем-то идет не так. Изучение этих нюансов - один из способов понять скрытый смысл книг Остин. отсюда
URL записи