Почему варан по-английски называется monitor lizard?
Название варана происходит из арабского языка. Классическое арабское название этих ящериц — waral, в арабских диалектах распространен и вариант waran.
Слово waral послужило источником устаревшего английского слова worral, обозначавшего в XVIII веке североафриканские виды — варана нильского (Varanus niloticus) и варана пустынного (Varanus griseus). Вариант waran был заимствован из арабского в немецкий, изначально он существовал в немецком в виде Waraneidechse, Warneidechse «варан-ящерица», а потом сократился до Warner. И вот это слово Warner совпало с отглагольным существительным от warnen 'предупреждать, предостерегать'. Далее в процесс включился Карл Линней, который перевел Warner на латынь при помощи слова monitor. Поэтому нильскому варану Линней дал название Lacerta monitor. В начале XIX века слово monitor предлагалось и в качестве родового названия, но сейчас оно вышло из употребления и в актуальной биологической терминологии род варанов называется Varanus. А вот английское monitor lizard сохранилось.
В латыни слово monitor означало 'тот, кто предостерегает, предупреждает', 'тот, кто напоминает', 'тот, кто советует, консультирует', оно происходит от глагола moneo, monere 'напоминать, обращать внимание, предупреждать' и однокоренное со словом moneta. читать дальше
В Риме был храм Юноны Монеты «Предостерегающей». Согласно византийской энциклопедии «Суда» (которая использует греческие имена богини), ее называли Монетой (Μονήτ&alpha, потому что, когда римлянам нужны были деньги во время войн с Пирром, они молились Гере, и та ответила им, что если они будут противостоять врагам справедливо, то у них не будет недостатка в деньгах. После войн римляне почтили Геру Монету (то есть советчицу) и устроили в ее храме монетный двор. Цицерон приводит другую версию. Якобы богиня однажды предупредила римлян о землетрясении. Из храма богини тогда раздался голос, потребовавший, чтобы для искупления в жертву была принесена беременная свинья. Тит Ливий сообщает, что храм Юноны Монеты был выстроен на том месте, где прежде стоял дом Марка Манлия Капитолина, того самого, которого разбудили своим гоготом священные гуси Юноны и тем самом предупредили о подступающих врагах. В любом случае монеты в этом храме чеканили больше четырех веков, и от имени Iuno Moneta происходят и русское монета, и английское mioney, и азербайджанское manat.
Впрочем некоторые современные ученые считают связь эпитета богини Moneta с глаголом moneo народной этимологией. Они указывают, что имя Moneta носила богиня, которой поклонялись вне Рима, и, когда ее культ перенесли в город, то отождествили ее с Юноной. Имя moneta они производят от греческого μονήρης 'одинокий'. Римский писатель Гай Юлий Гигин действительно называет Монетой дочь Эфира и Земли, родившую от Юпитера муз. В латинском переводе «Одиссеи» Ливия Андроника муза была названа diva Monetas filia «божественная дочь Монеты». Видимо, культ богини Монеты был создан в значительной степени под влиянием греческого культа Мнемозины, богини памяти и матери муз. Не случайно в римском храме Юноны был еще и архив — там хранились списки римских консулов.
Технический термин монитор происходит от того же латинского слова. Самое первое его значение 'прибор для постоянного контроля определённых параметров, который способен предупредить, если эти параметры выйдут из допустимых пределов', частный случай — видеоконтрольное устройство, отсюда возникло значение 'устройство для показа изображений, дисплей'.
Наконец, монитор как класс военного броненосного корабля получил название по имени первого из таких кораблей. «Монитор» был создан инженером шведского происхождения Джоном Эрикссоном во время Гражданской войны в США. Название для него предложил сам Эрикссон 20 января 1862 года, за десять дней до спуска на воду. Латинизм monitor в английском языке использовался в том числе и для обозначения классного надзирателя или старосты из числа учеников, в общем, того, кто увещевает и наказывает нарушителей дисциплины. По мысли Эрикссона его корабль должен был наказать южан. rousseau.livejournal.com/597725.html