читать дальше
Истерн – дело тонкое
Фильм «Белое солнце пустыни» на взгляд киномана из Ирландии
Автор рецензии: Джек Л. (с) Ирландия, июнь 2011 г.
Original English text here is - Оригинальный английский текст рецензии –
http://jacklfilmreviews.blogspot.com/2011/06/internationalclassic-review-white-sun.html
Перевод: А.С. – alek-morse
Чтобы отдохнуть от плохих голливудских боевиков я решил отрецензировать фильм весьма далёкий от подобного рода экшена.
«Белое солнце пустыни» - советский фильм, снятый в 1970 году Владимиром Мотылём.
Впоследствии эта картина стала одной из самых популярных в Советском Союзе, со временем превратившись в часть популярной культуры, таковой остаётся и на сегодня, даже через много лет после конца Советского Союза.
Моё знакомство с советскими фильмами этого периода ограничивалось некоторыми картинами Андрея Тарковского, одного из моих любимых режиссёров, настоящего интеллектуала, чьи фильмы так далеки от популизма.
Ещё в какой-то степени я знаком с немым советским кино, но, за исключением «Броненосца Потёмкина», оно меня скорее разочаровало.
Свои высокие надежды я возлагал на «Белое солнце», ведь в 1995 году он был признан лучшим русским фильмом, его даже демонстрируют российским космонавтам перед каждым стартом. Это классика – и этим всё сказано. Так же, как «Крёстный отец» - это классика американская, «Белое солнце пустыни» - классика русская. На этом всё сходство между двумя фильмами заканчивается…
Тем не менее, я не могу не задаться вопросом, почему этот фильм почти неизвестен за пределами России? Убеждён, что такой знаменитый фильм должен быть, по крайней мере, признан другими культурами, даже если зарубежные зрители его ещё не видели. Однако до сего дня я не читал ни одной рецензии на этот фильм, не встречал даже упоминания. Я, буквально говоря, просто наткнулся на него, купил и затем с удивлением прочитал, что это, оказывается, самый популярный русский фильм.
Этот фильм лучше всего описать как приключенческий. Он совершенно не похож на то, чем он мог быть, если бы его снимали в Голливуде. Это прямое и явственно русское кино, и именно поэтому оно слегка ускользает от вашего понимания. Меня преследовало чувство, что я пропускаю что-то, хотя я видел какой это потрясающий фильм и в конце концов мне он очень понравился, но я не мог не чувствовать, что всё время нечто ускользает от моего понимания. Но что именно – я не смог бы сформулировать даже за все сокровища мира.
Не удивительно, что действие фильма с названием «Белое солнце пустыни» происходит в пустыне. Нигде не упоминается, что это за пустыня, но, по всей вероятности, это то, что сегодня называется Туркменистаном. Место действия – один самых интересных аспектов фильма, так как делает картину уникальной в кинематографическом плане. Меня восхитило, как чётко на экране смотрятся песок и ясное голубое небо.
Большая часть фильма происходит в каком-то посёлке, - трудно сказать, деревня это или маленький городок, или нечто покрупнее, но впечатление оставляет сильное, - архитектура посреди пустыни завораживает: здания будто проросли сквозь песок. Есть в этом нечто восхитительно-иноземное, пришедшее из того времени, когда западная культура (в особенности американская культура) ещё не отфильтровала весь мир. Практически всё в этом фильме – постройки, пейзажи, одежда, оружие, отношения и т.д. – совершенно мне незнакомое, хотя и не сказать, что это меня как зрителя отчуждает, наоборот, есть в этом что-то сильно притягательно-интригующее, необычайно свежее.
В фильме рассказывается о красноармейце, которому поручено продвигать в этом регионе дело коммунизма, и, по всей видимости, он заслужил в армии большое уважение благодаря своим подвигам. Но теперь он демобилизован и после долгих лет хочет, наконец, очутиться дома. Он тоскует по жене, но что-то постоянно отвлекает его от дороги домой. Сухов (так его зовут) мысленно уже почти распрощался с пустыней и собирался уже шагать домой, как вдруг он оказывается опекуном девяти жён печально известного бандита по имени Абдулла. Он должен отвести их в деревню и дождаться помощи там, однако очень скоро эта затея превратиться в его самое опасное приключение.
На своём пути он встречает весьма колоритных персонажей, таких как Саид – бандит, поклявшийся отомстить за отца, Петруха – молодой солдат с мягким сердцем, Верещагин – таможенный офицер в деревне, он тоже возникает в сюжете, как и некоторые другие.
Однако, учитывая общее количество злодеев и бандитов, у главного героя очень мало шансов выполнить поставленную задачу – останется ли он в живых, увидит ли снова свою жену? Откажется ли он своей миссии, оставит ли на произвол судьбы девять жён? Готов ли он умереть за них? Вы всё узнаете, если посмотрите фильм, который я очень рекомендую!
Уверен, из всего сказано вы можете сделать логичный вывод, что это экшен – фильм приключенческого типа. Хотя, возможно, получился не такой экшен, как вы, наверное, ожидаете, если для вас более привычно голливудское кино, однако, на мой взгляд, фильм цепляет интересным соединением экшена, комедии, драмы и политики.
По сегодняшним меркам, этот экшен не очень-то активный, но держит действие относительно неплохо, если вы ничего не имеете против нереалистичности и иногда юмористичности «экшен» эпизодов. Это совсем не так уж плохо, некоторые из них просто промелькнули из-за того, что всё в них свершилось слишком быстро, и не хватало реализма. Например, такие дикие случаи, когда герои размахивали оружием, но при этом умудрялись попадать в своих врагов.
Несмотря на то, что в фильме много «экшена», это кино, тем не менее, удивительно русское – в нём, как я заметил, есть нечто сходное с работами Тарковского, например, неторопливость, хотя этот фильм, конечно, совсем не такой медлительный, как у Тарковского, однако с точки зрения современного любителя боевиков – фильм кажется медленным. Продолжая дальше сравнение с творчеством Тарковского, я должен упомянуть эпизоды снов, в которых на фоне пышной растительности главный герой видит себя и свою жену, а они, в свою очередь, смотрят на него. Если задуматься над этим, легко придти к идее, что типичные сцены снов в голливудских фильмах никогда не строятся подобным образом, но зато это сильно напоминает классические образы в фильмах Тарковского, скажем, «Зеркало».
На этом я заканчиваю сравнения с Тарковским, так как самое время перейти к оценке фильма на основе его собственных достоинств.
Должен признаться, что комедийное начало проявлялось в фильме несколько специфическим образом, поэтому мне трудно было что-либо уловить в этом плане. Возможно, из-за субтитров, которые в принципе не способны передавать юмор. Я заприметил несколько забавных эпизодов, но совсем не смеялся – всё скорее окрашено чёрным юмором, так как большая часть фильма наполнена яркой драмой и, можно сказать, трагедией.
Драматические сцены были хороши – благодаря им фильм и вышел таким потрясающим. Если бы эти эпизоды удались бы чуть меньше, фильм превратился бы в мешанину перестрелок, которые бы просто заполняли действие, но, слава богу, это не тот случай. Сцены смотрятся очень трогательно и сыграны хорошо всем актёрским составом. Мне особенно понравилась одна из главных тем – столкновение культур – советской идеологии и мусульманской традиции.
Наблюдая за событиями, происходящими вокруг девяти жён Абдуллы, начинаешь замечать, как много в фильме сосредоточено на огромной разнице между двумя культурами, имеющие такие разные взгляды на вопрос брака. Большинство жён почти никак не представлены на экране, в противном случае для раскрытия их характеров пришлось бы посвятить им львиную долю экранного времени, поэтому за исключением одной героини, все они остаются на заднем плане. Вот эта единственная по имени Гюльчитай выступает в качестве представителя остальных жён, и она же, получается, символизирует полигамный брак, что с точки зрения западного человека полный ужас. Я не буду вдаваться в подробности, так как это едва ли не один из основных аспектов фильма, но я, конечно, нашёл этот момент чрезвычайно интересным. Однако в итоге было продемонстрировано, что советские идеалы лучше, даже если герой лелеет мечту взять гарем к себе домой, при этом он всё же придерживается убеждения, что жена должна быть одна, как и то, что женщина тоже человек, и что нельзя относиться к ней как к чему-то, что на ступеньку ниже мужа.
Итак, главная сюжетная линия, борьба между бандитом, который хочет вернуть свой гарем, и бойцом Красной армии, который хочет освободить женщин, выражает конфликт, имевший место в то время в той части мира и вот таким образом.
Естественно, подобные сцены напоминают нам о том, что это советский фильм, который обязан содержать хоть немного пропаганды, но на удивление, это нисколько не мешало мне. Видимо, это связано с тем, что вместо проповеди коммунистических идеалов мусульманам, в фильме провоцируется дискуссия между персонажами, в результате фильм обзавёлся забавными ситуациями, а они наводят на интересные мысли.
Как я уже говорил, фильм содержит элементы комедии, но большей частью это элементы чёрной комедии, благодаря чему фильм предстаёт удивительно трагическим. Обычно такого рода фильмы наполнены большим количеством «экшен» сцен, включая перестрелки, где редко кого-либо убивают, тем более главных героев. Признаться, я не выношу такие приключенческие ленты, которые явно нацелены на подростковую аудиторию и в которых все стреляют, но никто не умирает, - по-моему, такие фильмы – досадное недоразумение. Если вы желаете пострелять в фильме, извольте показать последствия.
Этот фильм оказался, на удивление, зрелым и даже слегка шокирует тем, что изображает подобные вещи – это было весьма неожиданно.
На протяжении большей части этой рецензии я говорил об этом фильме как о боевике, приключенческом кино. На самом деле, это не совсем так – в нём много от вестерна, хотя действие происходит в Туркменистане. На мой взгляд, он явился ответом на откровенно патриотические, переполненные «экшеном» вестерны 1960-х годов, которые с большим успехом шли в США.
И каким бы странным это не показалось, учитывая, что я точно не коммунист, я, в самом деле, предпочёл бы этот фильм его американским аналогам. Конечно, в нём много явно заимствованных, широко-распространённых мотивов вестерна как жанра, но они, на мой взгляд, поданы гораздо интереснее, более того, этот фильм прошёл испытание временем намного лучше, чем многие другие вестерны.
Это любопытное сочетание между такой типично американской вещью как жанр вестерна и советской идеологией на первый взгляд кажется довольно странным, но вскоре привыкаешь и в результате получаешь огромное удовольствие от просмотра. Всё вышло намного лучше, чем я мог себе представить, конечно, не всё идеально, скажем, я сомневаюсь, что всё смог «уловить», так как какие-то вещи пролетели мимо меня вследствие моей «нерусскости», а в сочетании с некоторыми довольно глупыми перестрелками и довольно медленным темпом некоторые вещи казались довольно извилистыми для понимания. К прочему, несколько сцен, на мой взгляд, не стоили того, чтобы смотреть их без перемотки, словом, я постеснялся бы назвать этот фильм одним из величайших из когда-либо просмотренных мною. Тем не менее, я считаю, что это потрясающий фильм.
В общем, «Белое солнце пустыни» - превосходный фильм. Просто удивительно, как спустя столько лет он так хорошо смотрится, и весьма умеренно присутствует советская пропаганда. Я ожидал нечто совершенно иное и должен сказать, что я весьма рад, что всё обернулось не так, как я ожидал.
Настоятельно рекомендую посмотреть его всем, поскольку это очень душевный фильм, который ко всему прочему даёт пищу для размышлений и легко избегает тупого развлекалова, будучи настоящей классикой кино.
Очень нестандартные взгляды. Иногда ловишь себя на мысли, что, действительно, как сам до такого не додумался? А иногда думаешь: "Боже, ну где они это увидели?"
А эта рецензия такая... милая (даже не знаю, какое слово подобрать). Особенно то, что фильм ему понравился, а вот объяснить, чем именно, до конца не может. Хотя он совершенно точно подметил ,что "Белое солнце" снималось именно как наш ответ вестернам.
А про черный юмор мне понравилось. Неужели действительно юмор фильме иностранцами воспринимается исключительно как черный?
А юмор в "Белом солнце" довольно своеобразный. Я как раз на днях пересматривала - не очень внимательно, правда, но все-таки... Таки черный юмор наличествует. Он, конечно, ненавязчив и не доминирует, но назвать юмор фильма обычным - язык не поворачивается. А уж с точки зрения западного зрителя, который наверняка больше видел юмора "ниже пояса", юмор, связанный с войной и смертью, - скорее черный.
Но вообще момент, когда Верещагин говорит "щас посмотрим, какой ты Сухов" и выбрасывает в окно подпаленную динамитную шашку - это черный юмор без всяких скидок. И таких эпизодов можно припомнить еще.
Понятно, что местами юмор будет черноватым — все же война показана. У меня ощущение, что еще очень непривычным оказалось смешение юмора и серьезности и трагичности происходящего. С одной стороны, дедушки, у которых чалму уносит, а с другой — страшная и берущая за душу сцена гибели Верещагина. У них это как-то не принято. А здесь, в общем-то, жизнь как она есть: смешного и трагического поровну.
В некоторых советских фильмах про войну такой прием встречается. В тех же "В бой идут одни "старики".
Ну и действительно уровень фильма другой, это рецензент верно отметил.
Во-вторых, Абдулла - бандит, а бандит не очень-то обращает внимание на законы)
Так что он вполне мог нарушить и законы о браке.