Оригинал взят у в Аста Нильсен: фильмы 1911 года. Нецензурное кино!
Первый фильм с участием Асты Нильсен назывался «Бездна», и о нем следует рассказывать отдельно, потому что с него начинается Великая Авантюра Кино. После успеха «Бездны» Аста Нильсен и ее муж Урбан Гад, обычно автор сценария и режиссер, делали по восемь фильмов в год. Частично сохранились сами ленты, фотографии, кадры из фильмов.
читать дальшеСохранились также рецензии. В общем, желающие «почитать черно-белые мелодрамы», - прошу!
ГОРЯЧАЯ КРОВЬ
Премьера – март 1911
3 акта, 830 м
Автор сценария и режиссер – Урбан Гад, в роли Йонны – Аста Нильсен

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Редко можно видеть что-то более захватывающее, чем «Горячая кровь». Уже писали, и довольно много, что драматическому искусству не место в кино. <Отзвук полемики о том, что есть кино: зрелище, достойное балагана, или же новый вид искусства> «Горячая кровь» доказывает обратное, и именно тем, что в главной роли там выступает такой мастер сценического искусства, как Аста Нильсен.
Сюжет поистине захватывающий.
Влекомая своей горячей кровью, Йонна отдается своему шоферу. Но муж застает их врасплох! Развод – и с тех пор жизнь, полная лишений и стыда для Йонны. Во втором акте, который развит мастерски и в высшей степени напряженно, низко падшая женщина пытается найти хоть какие-то средства к улучшению своей жизни путем кражи у бывшего мужа. Но она застигнута на месте преступления и арестована полицией. А сцена у постели больного ребенка по своему драматическому накалу может быть отнесена к высшим достижениям искусства. Крик ребенка: «мама!» выдает мучительное напряжение. Горячая кровь утихает – заболевший супруг все простил – и вот пробуждение любви, новой жизни врывается с силой необузданной стихии! Разве с подобными картинами кинематограф не победит?»
Deutsche Lichtbildtheater-Besitzer, 30 марта 1911

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках
НОЧНАЯ БАБОЧКА
Премьера 13 мая 1911
Режиссер и автор сценария Урбан Гад, в главной роли Ольги – Аста Нильсен
3 акта, 800 м, запрещена цензурой к показу "детям до шестнадцати" (Jugendverbot - не знаю, с какого возраста тогда это считалось)
Жизненные пути двух сестер, которые до сих пор вели совместную скромную жизнь, работая швеями, в один решительный день разошлись. Ольга, младшая, получила приглашение от комика из одного варьете и решила отныне вести жизнь артистки. Тайно покидает она сестру, забрав с собой ее скудные сбережения – себе на дорогу. Молодая, хорошенькая, не без таланта, Ольга идет своей дорогой и блестящей звездой восходит на театральном небосклоне под именем «Мадемуазель Ивонн».

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Оставленная ею Марта находит другое, скромное счастье в браке со славным закройщиком. Но их процветающее предприятие внезапно рушится из-за разорения их банка, и только отважное поведение жены спасает Дорнера (имя мужа) от отчаяния. Но в изменившейся ситуации ему приходится тяжело. Начинает сказываться склонность к выпивке, что приносит Марте немало трудных часов.
Тем временем Ольга ведет завидную жизнь, беззаботно наслаждаясь всеми радостями этого мира. На сцене она переживает величайшие триумфы, выступая со своим характерным танцем «Ночная бабочка». Старый богатый барон кладет свое состояние к ее ногам. Она готова распрощаться с подмостками ради нового, комфортного существования.
Но сперва ей нужно закончить артистическое турне. Предстоят гастроли в родном городе.
Ко времени ее прибытия на Дорнера свалилось неожиданное счастье: он получил наследство. Но вместо того, чтобы разделить удачу с верной спутницей, он все спускает на выпивку и проводит дни и ночи в кутежах. Несчастная женщина (Марта) видит, как он в компании кутил садится в экипаж. Она хочет удержать его. Но он грубо толкает ее на землю, она падает и ломает руку. Из-за этого несчастья Марта больше не может заниматься швейным ремеслом. Она влачит жалкое существование в качестве бродячей продавщицы цветов. (мнэ...) Однажды в элегантном ресторане она встречает свою давно исчезнувшую сестру и своего неверного мужа, который легкомысленно сорит деньгами. Он стал Ольгиным покровителем! Покинутая жена, бушуя от гнева, предстала перед танцовщицей и бросила ей в лицо: «Сперва ты украла мои сбережения, теперь – мужа!»

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Ольгу, совсем не плохую в глубине сердца, этот упрек пронзил, словно молния. В неописуемом волнении она срывает с себя драгоценности и бросает их к ногам Дорнера, страшно униженного и смертельно смущенного. Затем, плача, она целует руки сестре и просит прощения, а когда Дорнер пытается ее удержать, то с грустной улыбкой соединяет руки супругов.
Слишком велико было душевное потрясение, слишком велик контраст между блестящим жребием Ольги и беспросветной нуждой, в которой проходила жизнь ее сестры. Ольга, импульсивная, безудержная натура, не смогла вынести напора этих противоречивых чувств и впечатлений. Она оборвала свое земное существование. Согласно пожеланию Ольги, ее провожали в последний путь Дорнер и его жена. Перед лицом смерти они соединили руки для новой, лучшей жизни в безоговорочном прощении и истинном обещании взаимной верности.
Deutsche Lichtbildtheater-Besitzer, 11 мая 1911

Посмотреть на Яндекс.Фотках
(Надо заметить, что в фильмах Аста Нильсен довольно часто и явно не без удовольствия полеживала в гробах... и ничего, прожила 90 лет!)
ЧЕРНАЯ МЕЧТА
Трагедия из жизни цирка
Автор сценария и режиссер Урбан Гад
Аста Нильсен в роли наездницы Стеллы.
3 акта, 1381 м, запрещена цензурой для юношества (Jugendverbot)
Премьера 19 августа 1911

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Ко времени премьеры «Черной мечты», пишут газеты, «Аста-Нильсен-серия» насчитывала уже 10 фильмов, общая длина которых составляла 10 км! Каждый новый фильм появлялся с интервалом в 4 недели. Съемка одной картины занимала приблизительно неделю. Все фильмы снимались исключительно летом, поскольку лампы почти не использовались, а техника освещения студии была плохо еще освоена.
К сожалению, в книге я не нашла подробностей о содержании «Черной мечты». Можно догадываться, что это либо прозвище Стеллы, либо имя лошади...
«В «Черной мечте», любовной трагедии цирковой звезды и легкомысленного молодого человека, мы видим, как разбивается ее сердце в страшной душевной борьбе любящей женщины, продающей самое себя, чтобы спасти любимого», написано в статье под названием «Дузе экрана» (Асту Нильсен сравнивают с театральной актрисой Элеонорой Дузе) в октябре 1911 года.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках
АСТА НИЛЬСЕН («Безмолвная муза»):
«Производство фильмов даже в таком большом государстве, как Германия, находилось в то время (это был 1911 год) на удивительно низком уровне. Студия «Биоскоп» располагала всего лишь двумя убогими чердачными помещениями в северной части Берлина, и снимали там до сих пор нечто вроде живых картин, например, по мотивам «Острова мертвых» Бёклина; какие-то фигуры в белом медленно и бесцельно бродили под черными тополями. Но если сравнить эту студию с копенгагенским тюремным двором, где снималась «Бездна», то она все-таки была технически гораздо лучше оборудована, здесь были стеклянные двери и десятка два ламп.
...Актеров набирали в маленьком кафе, которое находилось в самом конце Фридрихштрассе, на так называемой кинобирже. За мраморными столиками этого кафе сидели безработные актеры, циркачи и статисты и ждали, когда им предложат какую-нибудь работенку После полудня сюда приходили театральные режиссеры, впрочем, чаще всего они посылали своих помощников, чтобы отобрать актеров или статистов для съемок, назначенных на следующий день; нередко здесь же ангажировали актеров на крупные роли.
Здесь были полчища самонадеянной молодежи, которая только что вернулась из первого ангажемента в провинции, они сразу бросались в глаза благодаря новеньким нарядам... Большинство было пролетариями от искусства, но встречались и такие, кто раньше принадлежал к театральной аристократии, кто по праву купался в лучах славы... Особенно запомнилась мне одна пожилая актриса с выразительным и благородным лицом. В молодости она играла первые роли в венском Бургтеатре и рассказывала о блестящих вечерах во дворце императора Франца-Иосифа, где выступала. Кажется, она даже была награждена орденом. Теперь она снималась от случая к случаю в комедийных фильмах, в маленьких ролях, где память о ее былом величии безжалостно выставлялась на потеху публике, грубо и утрированно. Я всячески старалась помочь ей, занимая в фильмах, достойных ее прошлого. Но старость, а главное начавшаяся вскоре война доконали ее. Во время голода она покончила с собой.
...Все решал типаж, а не дарование. В кино это отнюдь немаловажно.
Примитивные сценарии той поры давали мне богатую возможность развернуть способности, это была канва, по которой я могла вышивать, как мне самой заблагорассудится. От автора зависит театр, но не актер, то же самое относится к кинематографу.
Начав на голом месте, я росла вместе с ростом требований, которые ко мне предъявлялись, воображению поневоле приходилось работать, если я хотела достичь творческого успеха. Сцены, в которых я могла по-настоящему развернуться, в сценарии были большей частью намечены очень скупо. Помню, что в одном из них было написано так: «Умирает ребенок. Главная сцена Асты».
...За несколько месяцев до съемок я начинала вживаться в образ, приводила в порядок все внешние детали – костюм, реквизит; все это играет в немом искусстве гораздо большую роль, чем в театре.
У меня было преимущество перед моими коллегами: я узнавала о предстоящих съемках еще летом и могла заранее знакомиться с ролями. Большинство же актеров в то время получало сценарий чуть ли не накануне съемок, а то и после их начала. Сценарий нередко представлял собой короткие заметки в телеграфном стиле...
Все время, пока существовало немое кино, а особенно при его зарождении приходилось спотыкаться о камень преткновения, имя которому – чувство меры. Крупный план, обнажающий все недостатки, требует особенной внутренней сосредоточенности, на которую способен далеко не всякий. Зато тем, кто это умеет, крупный план дает большое преимущество перед театральной сценой. С его помощью быстрее, чем словами, можно выразить оттенки мыслей и чувств, и он создает особенно тесный контакт между актером и публикой.
Сознание того, что слов не будет слышно, часто увлекало актеров на ложный путь преувеличений в игре, в результате получалось кривляние, которое при крупном плане совершенно убивало всякую иллюзию. Лишь очень немногие сообразили, что в кино, как в любом искусстве, без внутренней отдачи все усилия будут тщетны и ни к чему хорошему не приведут.
Понемногу работники кино поняли это и тут бросились в другую крайность – не стали вообще ничего выражать, пожалуй, это было все же лучше, чем первое. Америка раньше всех заменила актера типажем. Хорошенькие, пустенькие женщины и красивые существа мужского пола стали появляться на экране, а быстрая смена кадров не оставляла зрителю времени подумать о мастерстве и избавляла актеров от необходимости играть. Так красота одержала победу над талантом, но поскольку и то и другое дар Божий, то выбор между ними – дело вкуса.
ЦЕНЗУРА
АСТА НИЛЬСЕН:
Бесспорно, что цензура при существовавших тогда условиях была необходима, но дело оборачивалось так, что цензоры словно нарочно старались любыми средствами не давать дорогу фильмам. Дикое средневековье чинило расправу над ними. Например, сначала запрещали сцены, в которых я плачу, из тех соображений, что, мол, искренние слезы могут произвести слишком сильное впечатление на нервного человека.
«Унион» протестовал, но безуспешно. Только при поддержке прессы удалось вмонтировать обратно эти кадры.
Возбранялось показывать крест на экране; вырезали целую сцену, где играла больную девушку, лежавшую в католической больнице, где в полном соответствии с действительностью на стене висел крест. Из-за этого часть действия становилась непонятной.
Из одного фильма производства «Нордиск» была вырезана примерно треть, из-за того, что там сын собирается обокрасть родителей, но вовремя раскаивается. На экран не просто не допускались преступления, но даже самая мысль о них казалась недопустимой.
И, наконец, нравственность! Развод считался безнравственным, а посему запрещался. Внебрачные дети – неприличие, а значит, в кино их не может быть. В комедии «Ангелочек» я играла четырнадцатилетнюю девочку. В одной сцене я поднималась по лестнице, и при этом на какую-то долю секунды была видна подвязка над коленом. Страшное волнение среди цензоров. Была ли подвязка? Надо прокрутить сцену еще раз. Посовещавшись, некоторые решили, что это просто ленточка. Посмотрели еще аз. Так что же это – бантик или подвязка? Так как рискованная сцена была очень коротка и ясности в вопросе не было, эти несколько метров пленки были милостиво разрешены. Но тут вдруг выясняется, что фильм построен на том, что мне не четырнадцать, а восемнадцать лет, но приехал богатый дядюшка, и ради него я должна изображать четырнадцатилетнюю, так как появилась на свет до женитьбы родителей. Фильм был категорически запрещен. Это уже было слишком для «Униона». Фильм все-таки вышел на экраны. Скандал, штрафы и кампания в печати, направленная против цензуры, закончилась разрешением фильма с оговоркой – «запрещено для детей». А мы-то считали, что этот фильм как раз подойдет для юных зрителей...
В Швеции один из моих фильмов был категорически запрещен, хотя в Германии его показывали даже в церкви как пример материнской любви.
После кампании в стокгольмской прессе запрет с этого фильма был снят. Много лет спустя в Дании был запрещен фильм по произведению Стриндберга «Фрекен Юлия», хотя во всем мире он прошел с большим успехом. Та же судьба постигла фильм «Настасья Филипповна» по роману Достоевского... Помогли поддержка прессы, растущий интерес публики, - несмотря ни на что, с каждым фильмом новое искусство расширяло свои владения.
Кино заняло прочную позицию в периодической печати. Стать и о том, заслуживает ли кино право называться искусством, волновало умы. Бурные дискуссии заполняли газетные столбцы страстными статьями, устраивались собрания, на которых ораторы защищали свое мнение, на одном из них в Стокгольме, где в защиту кино выступил писатель Даниэль Фалльстрем, а против – артист Андерс де Валь, страсти разгорелись так сильно, что жена Даниэля Фалльстрема даже грозилась побить Андерса де Валя зонтиком.
В ВЕЛИКИЙ МИГ
3 акта, 1190 м
Ограничение по возрасту
Премьера 28 августа 1911

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Тема, которая на устах у всех, кто интересуется кино, затрагивает и всемирно известную ленту, где «Дузе экрана», датчанка Аста Нильсен, играет главную роль. Ко всеобщему изумлению, на этот фильм распространился недавно изданный запрет шведской государственной цензуры. Речь идет о фильме «В великий миг». Фильм снят в Берлине и уже был беспрепятственно показан во многих странах. До сих пор везде он удостаивался лишь похвал как в высшей степени «моральный». Напоминаем, что в этом фильме, полном драматического напряжении, во время смертельно опасного пожара мать спасает своего внебрачного ребенка из пылающего дома с опасностью для жизни. Сегодня никто иной, как сама фройляйн Аста Нильсен обращается с открытым письмом, опубликованным в стокгольмской газете, к женщине – члену шведского цензурного комитета, фройляйн Луизе Гагнер. Письмо, в котором произвол шведской цензуры подвергается острым нападкам, привлекло к себе большое внимание. Там говорится:
Прошедшим летом в Берлине был снят длинный и очень серьезный фильм, чьим создателем был датский литератор Урбан Гад и где я сыграла главную роль. Фильм носит название «В великий миг», и в полном соответствии с заявленной темой мы показали воистину величайший миг, какой только можно вообще представить себе в жизни женщины. Это был тот миг, когда мать должна сделать выбор между своей жизнью и жизнью своего ребенка. Приложив к тому все свои силы и способности, я постаралась показать жизнь молодой матери и ее отчаяние в тот момент, когда она вынуждена препоручить своего ребенка чужим людям; я попыталась передать экстаз, который охватил ее в тот миг, когда она принимает героическое решение отдать свою жизнь ради спасения жизни ребенка.
Каждая мыслящая женщина признает, что сюжет, наподобие этого, обладает человеческой и моральной ценностью. Показ фильма всюду, в том числе и в Швеции, доказал справедливость этого мнения. То, что это мнение насчет спорного фильма разделяется также и другими, следует, между прочим, из того обстоятельства, что немецкий «Союз защиты матерей» (Mutterschutzverein) взял фильм под свое покровительство... Цензура – оружие обоюдоострое. Может быть, кое-кто заинтересуется, почему эта кинодрама запрещена только в Швеции, в то время как все остальные народы, в Европе и Америке, имеют возможность наслаждаться ею? Причина запрета может заключаться либо в том, что в фильме выведен внебрачный ребенок, либо – это столовый нож, который один из персонажей, оскорбленный другим, желает обратить против обидчика (впрочем, так и не осуществив своего намерения). Оружие не было применено и вообще в сюжете не играет роли. Можно вообразить, что было бы, попади Шекспир или Шиллер под шведскую цензуру! Она быстро бы разоружила их, отобрав мечи, кинжалы, бокалы с ядом, - ни одна из пьес этих драматургов не была бы допущена на экраны, вычеркнули бы все, начиная со второго акта.
Lichtbild-Theater
16 ноября 1911

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках
ЧУЖДАЯ ПТИЧКА
Трагедия любви в Шпреевальде
3 акта, 974 м
Ограничение по возрасту
Режиссер и сценарист, как и везде в этот период, - Урбан Гад
Аста Нильсен упоминает о том, что из восьми фильмов, снимавшихся ежегодно, один непременно делался на натуре и там немаловажную роль играл романтический пейзаж. Она не любила эти выездные съемки, затрат было много, а собственно актерской работы мало; возможно, она просто не любила соперничать с красивым пейзажем в кадре.
Одним из таких натурных фильмов и была «Чуждая птичка».

Посмотреть на Яндекс.Фотках
«Чуждая птичка» - это молодая дама, которая появляется в Шпреевальде во время путешествия в обществе своего отца (сэра Артура Уолтона) и молодого многообещающего возлюбленного. <Какой-то, очевидно, английский аристократ «с будущим», который намеревался предложить мисс Мэй руку и сердце.> Здесь Мэй влюбляется в простого парня-рыбака; другой юноша получает отставку, а когда ее вынуждают к помолвке, она бежит с рыбаком. Преследование на реке, бегство влюбленной пары в лесную чащу, дальнейшее бегство одинокой молодой девушки (они разлучились), ее падение в воду и гибель, обнаружение тела... Это немецкий фильм, заботливо отделанный во всех деталях, в главных ролях Карл Клевинг, копенгагенская артистка Аста Нильсен, изображение Шпреевальда полно загадочного очарования.
Vassische Zeitung
4 ноября 1911

Посмотреть на Яндекс.Фотках
«Чужда птичка» - пьеса в трех актах <тогда еще терялись, как называть фильмы – лентами, кино, пьесами, кинодрамами и т.п.>, написанная и инсценированная Урбаном Гадом. Фильм представляет собой очередную серию известной «Аста-Нильсен-серии» и, без сомнения, относится к числу лучших из когда-либо созданных драматических фильмов.
Действие чрезвычайно просто: юная англичанка, которая путешествует по свету с отцом и другими спутниками, оказывается в Шпреевальде, там она влюбляется в простого парня; они вместе бегут; во время бегства от преследователей она разлучается с возлюбленным (который отправился за подмогой); падает в воду и тонет. Это простое действие, однако, превосходно развивается психологически.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Перед театром кинопредставление имеет преимущество естественной инсценировки, все эти шелестящие деревья Шпреевальда, чарующие световые блики - особенно прекрасно выглядит лунный свет, - плеск воды, обнаружение тела среди водяных лилий, идиллические крестьянские домики... <В оригинале даже не «тело», а «труп»! Прелесть. Похоже на лирические воспоминания миссис Адамс: «Наши первые похороны... Твой смех...»>
Все это в полном совершенстве можно показать лишь в кино, но не в театре.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Даже самые чопорные ревнители добродетели не нашли бы в истории «Чуждой птички» ничего предосудительного. Не всплывает никакое преступление, нет соблазнения несовершеннолетней, народное самосознание не рассматривается как предосудительное деяние <возможно, в фильме затрагивается тема коренного славянского населения Шпреевальда?> никакого самоубийства, а несчастный случай поставлен так ловно, что ни в малейшей степени он не оказывает на зрителя шокирующего воздействия. Как пикантную можно рассматривать разве что сцену, когда молодая англичанка снимает чулки и туфельки, чтобы добраться по воде к привязанной лодке. Но это показано так деликатно, что эпизод просто прелестен. Одна лишь развращенность увидела бы здесь какое-то оскорбление для чувства стыдливости. Мы считаем эту сцену тем более великолепной, что она служит противовесом трагическому тону всей картины в целом и пробуждает в зрителе веселые чувства.
Кинематограф, 8 ноября 1911
БЕДНАЯ ЖЕННИ
Jenny – хочется прочесть как «Дженни», но, думается, по-немецки правильно «Женни» - как «Женни Маркс».
Сценарий и режиссура – Урбан Гад.
3 акта, 858 м
Премьера 2 марта 1912 года

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Следует отметить, что Аста Нильсен оказывает чрезвычайно сильное воздействие на зрителя как создательница женских образов – сперва жизнерадостных и легкомысленных, а затем разочарованных и глубоко несчастных. Ее Женни – еще одно доказательство такого мастерства. Дочь простых людей, в чьей жизни еще никогда не вспыхивал солнечный луч любви, она, как бабочка на свет, летит в сети элегантного соблазнителя, но быстро разочаровывается в коротком самообмане страсти. Теперь долгим страданием она расплачивается за краткий миг наслаждения. Ее горе так велико, что она абсолютно равнодушна к своей бедности, пока наконец не получает известие о помолвке своего соблазнителя и не познает самую глубокую бездну отчаяния. И тогда в тоске она идет навстречу смерти-избавительнице.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Известны главные эпизоды фильма. Либо автор аннотации что-то напутал насчет «смерти-избавительницы» (Tod в любом случае «смерть»), либо это я что-то напутала в переводе, либо, что вероятнее всего, п.18 содержит в своем названии горькую иронию.
Итак:
1. Утренние заботы молодой Женни.
2. После одной ночи, проведенной в кутеже
3. Средства и цели
4. Платье делает человека
5. В ожидании
6. Хмурый рассвет
7. Без родины
8. Женни на даче
9. Двойная игра
10. Обманутая
11. Несколькими месяцами позднее в большом городе
12. Женни – танцовщица
13. Женни встречает своего первого возлюбленного
14. Год спустя
15. Женни отмечает свое тридцатилетие
16. Прощание с родиной
17. Прощание с любовником
18. Счастье бедной Женни

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Объявление в газете о фильмах, запрещенных цензурой или разрешенных с ограничениями. В том числе - "Бедная Женни".
Первый фильм с участием Асты Нильсен назывался «Бездна», и о нем следует рассказывать отдельно, потому что с него начинается Великая Авантюра Кино. После успеха «Бездны» Аста Нильсен и ее муж Урбан Гад, обычно автор сценария и режиссер, делали по восемь фильмов в год. Частично сохранились сами ленты, фотографии, кадры из фильмов.
читать дальшеСохранились также рецензии. В общем, желающие «почитать черно-белые мелодрамы», - прошу!
ГОРЯЧАЯ КРОВЬ
Премьера – март 1911
3 акта, 830 м
Автор сценария и режиссер – Урбан Гад, в роли Йонны – Аста Нильсен

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Редко можно видеть что-то более захватывающее, чем «Горячая кровь». Уже писали, и довольно много, что драматическому искусству не место в кино. <Отзвук полемики о том, что есть кино: зрелище, достойное балагана, или же новый вид искусства> «Горячая кровь» доказывает обратное, и именно тем, что в главной роли там выступает такой мастер сценического искусства, как Аста Нильсен.
Сюжет поистине захватывающий.
Влекомая своей горячей кровью, Йонна отдается своему шоферу. Но муж застает их врасплох! Развод – и с тех пор жизнь, полная лишений и стыда для Йонны. Во втором акте, который развит мастерски и в высшей степени напряженно, низко падшая женщина пытается найти хоть какие-то средства к улучшению своей жизни путем кражи у бывшего мужа. Но она застигнута на месте преступления и арестована полицией. А сцена у постели больного ребенка по своему драматическому накалу может быть отнесена к высшим достижениям искусства. Крик ребенка: «мама!» выдает мучительное напряжение. Горячая кровь утихает – заболевший супруг все простил – и вот пробуждение любви, новой жизни врывается с силой необузданной стихии! Разве с подобными картинами кинематограф не победит?»
Deutsche Lichtbildtheater-Besitzer, 30 марта 1911

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках
НОЧНАЯ БАБОЧКА
Премьера 13 мая 1911
Режиссер и автор сценария Урбан Гад, в главной роли Ольги – Аста Нильсен
3 акта, 800 м, запрещена цензурой к показу "детям до шестнадцати" (Jugendverbot - не знаю, с какого возраста тогда это считалось)
Жизненные пути двух сестер, которые до сих пор вели совместную скромную жизнь, работая швеями, в один решительный день разошлись. Ольга, младшая, получила приглашение от комика из одного варьете и решила отныне вести жизнь артистки. Тайно покидает она сестру, забрав с собой ее скудные сбережения – себе на дорогу. Молодая, хорошенькая, не без таланта, Ольга идет своей дорогой и блестящей звездой восходит на театральном небосклоне под именем «Мадемуазель Ивонн».

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Оставленная ею Марта находит другое, скромное счастье в браке со славным закройщиком. Но их процветающее предприятие внезапно рушится из-за разорения их банка, и только отважное поведение жены спасает Дорнера (имя мужа) от отчаяния. Но в изменившейся ситуации ему приходится тяжело. Начинает сказываться склонность к выпивке, что приносит Марте немало трудных часов.
Тем временем Ольга ведет завидную жизнь, беззаботно наслаждаясь всеми радостями этого мира. На сцене она переживает величайшие триумфы, выступая со своим характерным танцем «Ночная бабочка». Старый богатый барон кладет свое состояние к ее ногам. Она готова распрощаться с подмостками ради нового, комфортного существования.
Но сперва ей нужно закончить артистическое турне. Предстоят гастроли в родном городе.
Ко времени ее прибытия на Дорнера свалилось неожиданное счастье: он получил наследство. Но вместо того, чтобы разделить удачу с верной спутницей, он все спускает на выпивку и проводит дни и ночи в кутежах. Несчастная женщина (Марта) видит, как он в компании кутил садится в экипаж. Она хочет удержать его. Но он грубо толкает ее на землю, она падает и ломает руку. Из-за этого несчастья Марта больше не может заниматься швейным ремеслом. Она влачит жалкое существование в качестве бродячей продавщицы цветов. (мнэ...) Однажды в элегантном ресторане она встречает свою давно исчезнувшую сестру и своего неверного мужа, который легкомысленно сорит деньгами. Он стал Ольгиным покровителем! Покинутая жена, бушуя от гнева, предстала перед танцовщицей и бросила ей в лицо: «Сперва ты украла мои сбережения, теперь – мужа!»

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Ольгу, совсем не плохую в глубине сердца, этот упрек пронзил, словно молния. В неописуемом волнении она срывает с себя драгоценности и бросает их к ногам Дорнера, страшно униженного и смертельно смущенного. Затем, плача, она целует руки сестре и просит прощения, а когда Дорнер пытается ее удержать, то с грустной улыбкой соединяет руки супругов.
Слишком велико было душевное потрясение, слишком велик контраст между блестящим жребием Ольги и беспросветной нуждой, в которой проходила жизнь ее сестры. Ольга, импульсивная, безудержная натура, не смогла вынести напора этих противоречивых чувств и впечатлений. Она оборвала свое земное существование. Согласно пожеланию Ольги, ее провожали в последний путь Дорнер и его жена. Перед лицом смерти они соединили руки для новой, лучшей жизни в безоговорочном прощении и истинном обещании взаимной верности.
Deutsche Lichtbildtheater-Besitzer, 11 мая 1911

Посмотреть на Яндекс.Фотках
(Надо заметить, что в фильмах Аста Нильсен довольно часто и явно не без удовольствия полеживала в гробах... и ничего, прожила 90 лет!)
ЧЕРНАЯ МЕЧТА
Трагедия из жизни цирка
Автор сценария и режиссер Урбан Гад
Аста Нильсен в роли наездницы Стеллы.
3 акта, 1381 м, запрещена цензурой для юношества (Jugendverbot)
Премьера 19 августа 1911

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Ко времени премьеры «Черной мечты», пишут газеты, «Аста-Нильсен-серия» насчитывала уже 10 фильмов, общая длина которых составляла 10 км! Каждый новый фильм появлялся с интервалом в 4 недели. Съемка одной картины занимала приблизительно неделю. Все фильмы снимались исключительно летом, поскольку лампы почти не использовались, а техника освещения студии была плохо еще освоена.
К сожалению, в книге я не нашла подробностей о содержании «Черной мечты». Можно догадываться, что это либо прозвище Стеллы, либо имя лошади...
«В «Черной мечте», любовной трагедии цирковой звезды и легкомысленного молодого человека, мы видим, как разбивается ее сердце в страшной душевной борьбе любящей женщины, продающей самое себя, чтобы спасти любимого», написано в статье под названием «Дузе экрана» (Асту Нильсен сравнивают с театральной актрисой Элеонорой Дузе) в октябре 1911 года.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках
АСТА НИЛЬСЕН («Безмолвная муза»):
«Производство фильмов даже в таком большом государстве, как Германия, находилось в то время (это был 1911 год) на удивительно низком уровне. Студия «Биоскоп» располагала всего лишь двумя убогими чердачными помещениями в северной части Берлина, и снимали там до сих пор нечто вроде живых картин, например, по мотивам «Острова мертвых» Бёклина; какие-то фигуры в белом медленно и бесцельно бродили под черными тополями. Но если сравнить эту студию с копенгагенским тюремным двором, где снималась «Бездна», то она все-таки была технически гораздо лучше оборудована, здесь были стеклянные двери и десятка два ламп.
...Актеров набирали в маленьком кафе, которое находилось в самом конце Фридрихштрассе, на так называемой кинобирже. За мраморными столиками этого кафе сидели безработные актеры, циркачи и статисты и ждали, когда им предложат какую-нибудь работенку После полудня сюда приходили театральные режиссеры, впрочем, чаще всего они посылали своих помощников, чтобы отобрать актеров или статистов для съемок, назначенных на следующий день; нередко здесь же ангажировали актеров на крупные роли.
Здесь были полчища самонадеянной молодежи, которая только что вернулась из первого ангажемента в провинции, они сразу бросались в глаза благодаря новеньким нарядам... Большинство было пролетариями от искусства, но встречались и такие, кто раньше принадлежал к театральной аристократии, кто по праву купался в лучах славы... Особенно запомнилась мне одна пожилая актриса с выразительным и благородным лицом. В молодости она играла первые роли в венском Бургтеатре и рассказывала о блестящих вечерах во дворце императора Франца-Иосифа, где выступала. Кажется, она даже была награждена орденом. Теперь она снималась от случая к случаю в комедийных фильмах, в маленьких ролях, где память о ее былом величии безжалостно выставлялась на потеху публике, грубо и утрированно. Я всячески старалась помочь ей, занимая в фильмах, достойных ее прошлого. Но старость, а главное начавшаяся вскоре война доконали ее. Во время голода она покончила с собой.
...Все решал типаж, а не дарование. В кино это отнюдь немаловажно.
Примитивные сценарии той поры давали мне богатую возможность развернуть способности, это была канва, по которой я могла вышивать, как мне самой заблагорассудится. От автора зависит театр, но не актер, то же самое относится к кинематографу.
Начав на голом месте, я росла вместе с ростом требований, которые ко мне предъявлялись, воображению поневоле приходилось работать, если я хотела достичь творческого успеха. Сцены, в которых я могла по-настоящему развернуться, в сценарии были большей частью намечены очень скупо. Помню, что в одном из них было написано так: «Умирает ребенок. Главная сцена Асты».
...За несколько месяцев до съемок я начинала вживаться в образ, приводила в порядок все внешние детали – костюм, реквизит; все это играет в немом искусстве гораздо большую роль, чем в театре.
У меня было преимущество перед моими коллегами: я узнавала о предстоящих съемках еще летом и могла заранее знакомиться с ролями. Большинство же актеров в то время получало сценарий чуть ли не накануне съемок, а то и после их начала. Сценарий нередко представлял собой короткие заметки в телеграфном стиле...
Все время, пока существовало немое кино, а особенно при его зарождении приходилось спотыкаться о камень преткновения, имя которому – чувство меры. Крупный план, обнажающий все недостатки, требует особенной внутренней сосредоточенности, на которую способен далеко не всякий. Зато тем, кто это умеет, крупный план дает большое преимущество перед театральной сценой. С его помощью быстрее, чем словами, можно выразить оттенки мыслей и чувств, и он создает особенно тесный контакт между актером и публикой.
Сознание того, что слов не будет слышно, часто увлекало актеров на ложный путь преувеличений в игре, в результате получалось кривляние, которое при крупном плане совершенно убивало всякую иллюзию. Лишь очень немногие сообразили, что в кино, как в любом искусстве, без внутренней отдачи все усилия будут тщетны и ни к чему хорошему не приведут.
Понемногу работники кино поняли это и тут бросились в другую крайность – не стали вообще ничего выражать, пожалуй, это было все же лучше, чем первое. Америка раньше всех заменила актера типажем. Хорошенькие, пустенькие женщины и красивые существа мужского пола стали появляться на экране, а быстрая смена кадров не оставляла зрителю времени подумать о мастерстве и избавляла актеров от необходимости играть. Так красота одержала победу над талантом, но поскольку и то и другое дар Божий, то выбор между ними – дело вкуса.
ЦЕНЗУРА
АСТА НИЛЬСЕН:
Бесспорно, что цензура при существовавших тогда условиях была необходима, но дело оборачивалось так, что цензоры словно нарочно старались любыми средствами не давать дорогу фильмам. Дикое средневековье чинило расправу над ними. Например, сначала запрещали сцены, в которых я плачу, из тех соображений, что, мол, искренние слезы могут произвести слишком сильное впечатление на нервного человека.
«Унион» протестовал, но безуспешно. Только при поддержке прессы удалось вмонтировать обратно эти кадры.
Возбранялось показывать крест на экране; вырезали целую сцену, где играла больную девушку, лежавшую в католической больнице, где в полном соответствии с действительностью на стене висел крест. Из-за этого часть действия становилась непонятной.
Из одного фильма производства «Нордиск» была вырезана примерно треть, из-за того, что там сын собирается обокрасть родителей, но вовремя раскаивается. На экран не просто не допускались преступления, но даже самая мысль о них казалась недопустимой.
И, наконец, нравственность! Развод считался безнравственным, а посему запрещался. Внебрачные дети – неприличие, а значит, в кино их не может быть. В комедии «Ангелочек» я играла четырнадцатилетнюю девочку. В одной сцене я поднималась по лестнице, и при этом на какую-то долю секунды была видна подвязка над коленом. Страшное волнение среди цензоров. Была ли подвязка? Надо прокрутить сцену еще раз. Посовещавшись, некоторые решили, что это просто ленточка. Посмотрели еще аз. Так что же это – бантик или подвязка? Так как рискованная сцена была очень коротка и ясности в вопросе не было, эти несколько метров пленки были милостиво разрешены. Но тут вдруг выясняется, что фильм построен на том, что мне не четырнадцать, а восемнадцать лет, но приехал богатый дядюшка, и ради него я должна изображать четырнадцатилетнюю, так как появилась на свет до женитьбы родителей. Фильм был категорически запрещен. Это уже было слишком для «Униона». Фильм все-таки вышел на экраны. Скандал, штрафы и кампания в печати, направленная против цензуры, закончилась разрешением фильма с оговоркой – «запрещено для детей». А мы-то считали, что этот фильм как раз подойдет для юных зрителей...
В Швеции один из моих фильмов был категорически запрещен, хотя в Германии его показывали даже в церкви как пример материнской любви.
После кампании в стокгольмской прессе запрет с этого фильма был снят. Много лет спустя в Дании был запрещен фильм по произведению Стриндберга «Фрекен Юлия», хотя во всем мире он прошел с большим успехом. Та же судьба постигла фильм «Настасья Филипповна» по роману Достоевского... Помогли поддержка прессы, растущий интерес публики, - несмотря ни на что, с каждым фильмом новое искусство расширяло свои владения.
Кино заняло прочную позицию в периодической печати. Стать и о том, заслуживает ли кино право называться искусством, волновало умы. Бурные дискуссии заполняли газетные столбцы страстными статьями, устраивались собрания, на которых ораторы защищали свое мнение, на одном из них в Стокгольме, где в защиту кино выступил писатель Даниэль Фалльстрем, а против – артист Андерс де Валь, страсти разгорелись так сильно, что жена Даниэля Фалльстрема даже грозилась побить Андерса де Валя зонтиком.
В ВЕЛИКИЙ МИГ
3 акта, 1190 м
Ограничение по возрасту
Премьера 28 августа 1911

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Тема, которая на устах у всех, кто интересуется кино, затрагивает и всемирно известную ленту, где «Дузе экрана», датчанка Аста Нильсен, играет главную роль. Ко всеобщему изумлению, на этот фильм распространился недавно изданный запрет шведской государственной цензуры. Речь идет о фильме «В великий миг». Фильм снят в Берлине и уже был беспрепятственно показан во многих странах. До сих пор везде он удостаивался лишь похвал как в высшей степени «моральный». Напоминаем, что в этом фильме, полном драматического напряжении, во время смертельно опасного пожара мать спасает своего внебрачного ребенка из пылающего дома с опасностью для жизни. Сегодня никто иной, как сама фройляйн Аста Нильсен обращается с открытым письмом, опубликованным в стокгольмской газете, к женщине – члену шведского цензурного комитета, фройляйн Луизе Гагнер. Письмо, в котором произвол шведской цензуры подвергается острым нападкам, привлекло к себе большое внимание. Там говорится:
Прошедшим летом в Берлине был снят длинный и очень серьезный фильм, чьим создателем был датский литератор Урбан Гад и где я сыграла главную роль. Фильм носит название «В великий миг», и в полном соответствии с заявленной темой мы показали воистину величайший миг, какой только можно вообще представить себе в жизни женщины. Это был тот миг, когда мать должна сделать выбор между своей жизнью и жизнью своего ребенка. Приложив к тому все свои силы и способности, я постаралась показать жизнь молодой матери и ее отчаяние в тот момент, когда она вынуждена препоручить своего ребенка чужим людям; я попыталась передать экстаз, который охватил ее в тот миг, когда она принимает героическое решение отдать свою жизнь ради спасения жизни ребенка.
Каждая мыслящая женщина признает, что сюжет, наподобие этого, обладает человеческой и моральной ценностью. Показ фильма всюду, в том числе и в Швеции, доказал справедливость этого мнения. То, что это мнение насчет спорного фильма разделяется также и другими, следует, между прочим, из того обстоятельства, что немецкий «Союз защиты матерей» (Mutterschutzverein) взял фильм под свое покровительство... Цензура – оружие обоюдоострое. Может быть, кое-кто заинтересуется, почему эта кинодрама запрещена только в Швеции, в то время как все остальные народы, в Европе и Америке, имеют возможность наслаждаться ею? Причина запрета может заключаться либо в том, что в фильме выведен внебрачный ребенок, либо – это столовый нож, который один из персонажей, оскорбленный другим, желает обратить против обидчика (впрочем, так и не осуществив своего намерения). Оружие не было применено и вообще в сюжете не играет роли. Можно вообразить, что было бы, попади Шекспир или Шиллер под шведскую цензуру! Она быстро бы разоружила их, отобрав мечи, кинжалы, бокалы с ядом, - ни одна из пьес этих драматургов не была бы допущена на экраны, вычеркнули бы все, начиная со второго акта.
Lichtbild-Theater
16 ноября 1911

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках
ЧУЖДАЯ ПТИЧКА
Трагедия любви в Шпреевальде
3 акта, 974 м
Ограничение по возрасту
Режиссер и сценарист, как и везде в этот период, - Урбан Гад
Аста Нильсен упоминает о том, что из восьми фильмов, снимавшихся ежегодно, один непременно делался на натуре и там немаловажную роль играл романтический пейзаж. Она не любила эти выездные съемки, затрат было много, а собственно актерской работы мало; возможно, она просто не любила соперничать с красивым пейзажем в кадре.
Одним из таких натурных фильмов и была «Чуждая птичка».

Посмотреть на Яндекс.Фотках
«Чуждая птичка» - это молодая дама, которая появляется в Шпреевальде во время путешествия в обществе своего отца (сэра Артура Уолтона) и молодого многообещающего возлюбленного. <Какой-то, очевидно, английский аристократ «с будущим», который намеревался предложить мисс Мэй руку и сердце.> Здесь Мэй влюбляется в простого парня-рыбака; другой юноша получает отставку, а когда ее вынуждают к помолвке, она бежит с рыбаком. Преследование на реке, бегство влюбленной пары в лесную чащу, дальнейшее бегство одинокой молодой девушки (они разлучились), ее падение в воду и гибель, обнаружение тела... Это немецкий фильм, заботливо отделанный во всех деталях, в главных ролях Карл Клевинг, копенгагенская артистка Аста Нильсен, изображение Шпреевальда полно загадочного очарования.
Vassische Zeitung
4 ноября 1911

Посмотреть на Яндекс.Фотках
«Чужда птичка» - пьеса в трех актах <тогда еще терялись, как называть фильмы – лентами, кино, пьесами, кинодрамами и т.п.>, написанная и инсценированная Урбаном Гадом. Фильм представляет собой очередную серию известной «Аста-Нильсен-серии» и, без сомнения, относится к числу лучших из когда-либо созданных драматических фильмов.
Действие чрезвычайно просто: юная англичанка, которая путешествует по свету с отцом и другими спутниками, оказывается в Шпреевальде, там она влюбляется в простого парня; они вместе бегут; во время бегства от преследователей она разлучается с возлюбленным (который отправился за подмогой); падает в воду и тонет. Это простое действие, однако, превосходно развивается психологически.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Перед театром кинопредставление имеет преимущество естественной инсценировки, все эти шелестящие деревья Шпреевальда, чарующие световые блики - особенно прекрасно выглядит лунный свет, - плеск воды, обнаружение тела среди водяных лилий, идиллические крестьянские домики... <В оригинале даже не «тело», а «труп»! Прелесть. Похоже на лирические воспоминания миссис Адамс: «Наши первые похороны... Твой смех...»>
Все это в полном совершенстве можно показать лишь в кино, но не в театре.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Даже самые чопорные ревнители добродетели не нашли бы в истории «Чуждой птички» ничего предосудительного. Не всплывает никакое преступление, нет соблазнения несовершеннолетней, народное самосознание не рассматривается как предосудительное деяние <возможно, в фильме затрагивается тема коренного славянского населения Шпреевальда?> никакого самоубийства, а несчастный случай поставлен так ловно, что ни в малейшей степени он не оказывает на зрителя шокирующего воздействия. Как пикантную можно рассматривать разве что сцену, когда молодая англичанка снимает чулки и туфельки, чтобы добраться по воде к привязанной лодке. Но это показано так деликатно, что эпизод просто прелестен. Одна лишь развращенность увидела бы здесь какое-то оскорбление для чувства стыдливости. Мы считаем эту сцену тем более великолепной, что она служит противовесом трагическому тону всей картины в целом и пробуждает в зрителе веселые чувства.
Кинематограф, 8 ноября 1911
БЕДНАЯ ЖЕННИ
Jenny – хочется прочесть как «Дженни», но, думается, по-немецки правильно «Женни» - как «Женни Маркс».
Сценарий и режиссура – Урбан Гад.
3 акта, 858 м
Премьера 2 марта 1912 года

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Следует отметить, что Аста Нильсен оказывает чрезвычайно сильное воздействие на зрителя как создательница женских образов – сперва жизнерадостных и легкомысленных, а затем разочарованных и глубоко несчастных. Ее Женни – еще одно доказательство такого мастерства. Дочь простых людей, в чьей жизни еще никогда не вспыхивал солнечный луч любви, она, как бабочка на свет, летит в сети элегантного соблазнителя, но быстро разочаровывается в коротком самообмане страсти. Теперь долгим страданием она расплачивается за краткий миг наслаждения. Ее горе так велико, что она абсолютно равнодушна к своей бедности, пока наконец не получает известие о помолвке своего соблазнителя и не познает самую глубокую бездну отчаяния. И тогда в тоске она идет навстречу смерти-избавительнице.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Известны главные эпизоды фильма. Либо автор аннотации что-то напутал насчет «смерти-избавительницы» (Tod в любом случае «смерть»), либо это я что-то напутала в переводе, либо, что вероятнее всего, п.18 содержит в своем названии горькую иронию.
Итак:
1. Утренние заботы молодой Женни.
2. После одной ночи, проведенной в кутеже
3. Средства и цели
4. Платье делает человека
5. В ожидании
6. Хмурый рассвет
7. Без родины
8. Женни на даче
9. Двойная игра
10. Обманутая
11. Несколькими месяцами позднее в большом городе
12. Женни – танцовщица
13. Женни встречает своего первого возлюбленного
14. Год спустя
15. Женни отмечает свое тридцатилетие
16. Прощание с родиной
17. Прощание с любовником
18. Счастье бедной Женни

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Объявление в газете о фильмах, запрещенных цензурой или разрешенных с ограничениями. В том числе - "Бедная Женни".
@темы: фильмы