20:47

Играя на форумах, столкнулась с таким явлением: Век, например, 19. Персонаж горькая сиротка мужеска или женска полу лет, скажем, от 14 до 18. Недрогнувшей рукой автор анкеты поселяет такого персонажа в приюте, где тот, надо полагать, ничего не делает, разве что учится в школе. Или, скажем, персонаж не горькая сиротка, у него есть папа. Автору анкеты все понятно в этом случае: папа работает, дитя учится. О том, что существует такое понятие, как взрослая безработица с одновременной детской занятостью - похоже, современному человеку объяснить не удастся. И в то, что в Англии начала 19 века в шахты отправляли детей, в то время как отцам никакой работы не было - в это тоже не верят. "Ну это же взрослый мужчина, он может найти работу, а не отправлять 7-летнего сына в шахту!" - непререкаемый аргумент. Угу. А закон, ограничивающий рабочий день для детей 10 часами, он, между прочим, был принят в Англии в во второй половине 19 века, если я не ошибаюсь.
А тут сегодня попался пост о том, как это было в России до 1917 года. Примерно то же самое.
Оригинал взят у в Городские дети в РИ - хруст французской булки или убитое детство?
преамбула
п.п.1 п.1 Дети, не достигшие двенадцати лет от роду, к работам не допускаются.
читать дальше

п.п.2п.1. Малолетние в возрасте от двенадцати до пятнадцати лет не могут быть занимаемы работою более восьми часов в сутки, не включая времени, потребного на завтрак, обед, ужин, посещение школы и отдых. При этом работа не должна продолжаться долее четырех часов сряду.

читать дальше

п.п.3 п.1. Малолетние, имеющие менее пятнадцати лет от роду, не могут быть занимаемы работою между девятью часами вечера и пятью часами утра, а также в воскресные и высокоторжественные дни

читать дальше
п.п. 4 п.1. Упомянутым в ст. 3 (то есть по современной терминологии в п.п.3) малолетних воспрещается допускать к таким производствам или входящим в состав оных отдельных работам, которые по своим свойствам, вредны для здоровья малолетних или должны быть признаны для них изнурительными. ...

читать дальше
п.п.5 п.1. Владельцы заводов, фабрик и мануфактур обязаны тем из работающих в из заведениях малолетних, которые не имеют свидетельства об окончании курса по крайней мере в одноклассном народном или равном ему училище, предоставлять возможности посещения означенных учебных заведений не менее трех часов ежедневно или восемнадцать часов в неделю.

читать дальше
После традиционных законодательных регламентаций о том, кто должен следить за исполнением закона и как, я читаю просто дивный пункт:
п. 6. Предоставить Министру Финансов, по согласованию с Министром Внутренних дел, в виде временной меры, в течение двух лет по введение в действие настоящего узаконения,
1). Допускать в случае надобности, к работам на заводах, фабриках и мануфактурах, таких малолетних, которые имеют не менее десяти лет от роду;
2). разрешить малолетним, находящимся в возрасте от двенадцати до пятнадцати лет, ночную работу в тех промышленных заведениях, в которых сие, по роду производства, оказывается необходимым и не может причинить вреда здоровью малолетних, - с тем однако ограничением, чтобы ночная работа не продолжалась долее четырех часов в сутки;
3). распространить настоящее узаконение на те ремесленные заведения, к которым применение оного призвано возможным и полезным. По истечение же двухлетнего опытного срока, представить на уважение Государственного Совета окончательные заключения по сим вопросам.

Если оппоненты мне напишут о том, что в Европе было круче, я соглашусь. Да, скажу я, вострепетав ресницами, мне известно, что в Англии дети не могли работать более 10 часов в день (до восьмидесятых годов - 12 ч), а в Пруссии работать могли все старше 9 лет и не более 10 часов в сутки. Но при этом же в Новой Зеландии максимальная продолжительность рабочего дня для взрослых была не более 8 часов в сутки, что несколько меняет картину "а что, все так жили".

читать дальше

И еще вдовесок пара постов о детском труде и образовании в Российской империи
skaramanga-1970.livejournal.com/122238.html
skaramanga-1970.livejournal.com/87482.html

@темы: детский вопрос, 19 век, 20 век: Россия и вокруг нее

Комментарии
20.12.2011 в 12:36

Бог меня простит - это его профессия (с) Г. Гейне // Лежу к цели
Кстати об отношении к труду в советское время. Матушка (она 42-го года рождения) рассказывала, что в институте и школе у них было то, что сейчас можно назвать производственной практикой. После учебы они ходили на разные предприятия и отрабатывали там определенное время. Так что, ИМХО, агрессивные инфантилы, считающие уборку школьной территории за труд, а протирание штанов за мыслительную деятельность — явление, относящееся уже к закату советского строя.
20.12.2011 в 13:53

Да, мы уже это не застали.
20.12.2011 в 14:13

Бог меня простит - это его профессия (с) Г. Гейне // Лежу к цели
Шано,
В свои юные годы я бы, наверное, сочла бы такую практику довольно обременительной, а сейчас кажется, что рациональное зерно в этом было.
20.12.2011 в 14:22

Дык кто в юные годы о рациональном думает... Но только я вспомню так называемые "практики" школьных и институтских времен, что были у нас - аж скулы сводит от скуки и абсолютной ненужности. Никто не знал, что с нами делать, но обязаловка заставляла нас на эти практики таскать(
20.12.2011 в 14:33

Бог меня простит - это его профессия (с) Г. Гейне // Лежу к цели
Шано,
У нас в школе такой практики не было, зато были унылые уроки труда. Девочки шили и еду готовили, мальчики с механизмами возились. Я очень завидовала мальчикам.
В институтские времена была профанация, а не практика. Все договаривались со знакомыми и нифига не делали. Собственно, и преподавателям, и студентам было все равно.
20.12.2011 в 14:41

Уроки труда и у нас были. А в 9 и 10 классе вместо них мы начали ходить на учебно-производственный комбинат, где могли получить профессию машинистки, или шофера или не помню еще какие.
А школьные практики - это летом ты должен две или три недели приходить в школу и делать, что скажут. Чаще всего говорили мыть классы после ремонта. Или вместо этой практики мог поехать в трудовой лагерь пропалывать морковку. Там уже работа требовалась настоящая.
В школе, где я училась в начальных классах, школьники должны были мыть пол.в день дежурства. А в другой дежурили только тряпки для мела мыли.
А институтские практики на первых курсах были такими де унылыми. но на четвертом нам давали к стипендии еще четверть ставки инженера, а на пятом половину и требовали работать полдня. Ну, работники из нас были никакие, но хоть мелочи могли рисовать, и то хорошо.
20.12.2011 в 14:46

Бог меня простит - это его профессия (с) Г. Гейне // Лежу к цели
Шано,
А в 9 и 10 классе вместо них мы начали ходить на учебно-производственный комбинат, где могли получить профессию машинистки, или шофера или не помню еще какие.
У нас уже не было.

А школьные практики - это летом ты должен две или три недели приходить в школу и делать, что скажут. Чаще всего говорили мыть классы после ремонта. Или вместо этой практики мог поехать в трудовой лагерь пропалывать морковку. Там уже работа требовалась настоящая.
И этого тоже.

В школе, где я училась в начальных классах, школьники должны были мыть пол.в день дежурства. А в другой дежурили только тряпки для мела мыли.
У нас были дежурные на день: помыть тряпку, полить цветы, убрать класс после занятий. Еще была торжественная заклейка окон перед зимой и субботники. Еще была капитальная уборка школы, которую отрабатывали несколько дней летом. И все.

но на четвертом нам давали к стипендии еще четверть ставки инженера, а на пятом половину и требовали работать полдня.
Тоже не было. Но у нас, хоть я и училась на дневном, народ на 4 — 5 курсах уже так или иначе подрабатывал по профессии сам.
20.12.2011 в 15:02

У нас были дежурные на день: помыть тряпку, полить цветы, убрать класс после занятий. Еще была торжественная заклейка окон перед зимой и субботники.
У нас была принята кабинетная форма учения, когда во время перемены мы переходили в другой класс. Зачем, если это не химия или физика - ума не приложу.
Но у нас, хоть я и училась на дневном, народ на 4 — 5 курсах уже так или иначе подрабатывал по профессии сам. В мое время студентов не очень-то брали на подработку, или учись в дневном, или работай, но тогда уходи на вечерний. или заочный, конечно. Единственная возможность хорошо заработать - летом стройотряд.
А такой распорядок касался только нашей специальности. У остальных была голая стипендия. Летом, правда, можно было найти что-нибудь сезонное и малооплачиваемое.
20.12.2011 в 15:07

Бог меня простит - это его профессия (с) Г. Гейне // Лежу к цели
Шано,
У нас была принята кабинетная форма учения, когда во время перемены мы переходили в другой класс. Зачем, если это не химия или физика - ума не приложу.
У нас первые три года занятия велись в одном классе, а потом мы тоже переходили из кабинета в кабинет. Но у каждого класса была своя классная комната, за которую отвечали.

В мое время студентов не очень-то брали на подработку, или учись в дневном, или работай, но тогда уходи на вечерний. или заочный, конечно.
Можно было устроиться по знакомству. К тому же тот же корректор вполне может работать внештатно. Так и перебивались.
20.12.2011 в 15:26

Мы технари) У нас подработка была разве что курсачи чертить и рассчитывать. Но и тут преподаватели хлеб перебивали)

А закрепленный кабинет был, но весь уход сводился только к оттиранию пятен в конце четверти. Цветочки штатная уборщица поливала, а то на нас надежда была слабая.
20.12.2011 в 15:50

Бог меня простит - это его профессия (с) Г. Гейне // Лежу к цели
Шано,
Это да, особенности профессии.

Цветочки штатная уборщица поливала, а то на нас надежда была слабая.
Я уборщицу только в начальной школе помню — ее дочка училась с нами в одном классе. Потом они почти ничем не выдавали свое присутствие. Когда я переводилась из прежней школы в новую, в прежней было очень грязно. А потом то ли сменилось руководство, то ли еще что-то произошло, и сейчас она выглядит значительно чище и богаче, чем тогда.
В любом случае, во время субботников мы всегда убирали какое-то нереальное количество грязи.
20.12.2011 в 16:09

Не, у нас убирали нормально. Не скажу, чтобы сильно тщательно, но полы мылись каждый день. Нам на субботники доставалось оттирать парты от граффити и мыть стенки. ну и окна клеить и расклеивать.
08.08.2018 в 22:26

Как утомляет симулировать нормальность... (с)
У нас была принята кабинетная форма учения, когда во время перемены мы переходили в другой класс. Зачем, если это не химия или физика - ума не приложу.
У нас первые три года занятия велись в одном классе, а потом мы тоже переходили из кабинета в кабинет. Но у каждого класса была своя классная комната, за которую отвечали.
И у нас так же было. И смысл этих шатаний по разным помещениям был более чем понятен. За каждым педагогом был закреплен свой собственный кабинет, соответствующим образом обставленный и оборудованный. Ну и что, что предмет не физика или не химия? Кабинеты истории, биологии, географии, математики или того же труда разве не должны быть отдельными? Там же куча карт, глобусы всякие, измерительные инструменты, плиты-машинки, стенды с материалами и наглядными пособиями, доски специальные... У географички доска была раздвижная, туда был вмонтирован телеэкран. А кабинеты иностранного языка вообще были лингафонные - с партами, оборудованными наушниками.

А школьные практики - это летом ты должен две или три недели приходить в школу и делать, что скажут. Чаще всего говорили мыть классы после ремонта. Или вместо этой практики мог поехать в трудовой лагерь пропалывать морковку. Там уже работа требовалась настоящая.
У нас летние школьные практики где-то с 4-5 класса проходили на шефском предприятии. Нам всем это нравилось ужасно! Огромный завод - и три недели можно ходить туда наравне со взрослыми. Крутизна же. ))) Причем доверяли довольно ответственную работу - несложную, но реально связанную с выпуском продукции. И главное, зарплату ведь платили! Я, наверное, никакими своими заработками так не гордилась, как теми двадцатью рублями, которые принесла домой и торжественно вручила матери по окончании первой летней практики.

А в 9 и 10 классе вместо них мы начали ходить на учебно-производственный комбинат, где могли получить профессию машинистки, или шофера или не помню еще какие.
Мы учились (по выбору) на обувщиков и швей. УПК раз в неделю был на базе соответствующих ПТУ. После 10 класса месяц отработали на фабриках, после чего сдавали экзамен. Так что я, кроме всего прочего, мастер-обувщик 2 разряда. Накрайняк, совсем без куска хлеба не останусь. )))
09.08.2018 в 06:33

Ну, когда я училась в школе, мы сами мыли классы каждый день, и ничего плохого в этом не было. В старших классах на УПК я научилась класть плитку, у меня до сих пор хранится корочка. На картошку ездила только перед первым курсом, потом летняя практика была связана исключительно с профессией.
А сейчас в школе классы моют технички за деньги родителей. Ну, родителям нравится закладывать под себя мины)))
09.08.2018 в 09:20

А закон, ограничивающий для детей рабочий день 10 часами, он, между прочим, был принят в Англии в во второй половине 19 века, если я не ошибаюсь.

Шано, в принципе, да. Но в Британии, как всегда, всё очень не просто. Законодательные акты, регулирующие труд детей и женщин, безопасность на производстве и т.п., принимались отдельно, а значит и в разные года, для каждого вида промышленности. Текстильщики, к примеру, дозрели раньше. The Factory Act от 1833 года утвердил следующее: читать дальше
А вот угольщики телились дольше. Только в 1842 году был принят The Mines and Collieries Act, запрещающий труд детей младше 10 лет на шахтах. До этого 4-5 летние дети трудились в шахтах по 12-ть часов в день за 2 пенни в день в полной темноте. Обычно такие крохи работали дверовыми (trappers), открывали вентиляционные двери перед саночниками или коногонами. Но сидя полдня в полной темноте они часто засыпали, что могло привести к серьезным проблемам - травмам у саночников или коногонов. Дети постарше сами работали саночниками/тягальщиками (hurriers) или толкальщиками (thrusters) возков/корзинок с углем (они иногда до 600 кг веса доходили). Опять же в полной темноте. Здоровые подростки работали забойщиками (getters). И только дробильщики (breakers) - обычно 8-летние мальчишки - работали при свете, но в толстом слое угольной пыли. Они дробили, сортировали, мыли уголь. Чуть зазевался - и механизм раздробил пальцы, поэтому детей специально тормошили или шлепали, чтобы не засыпали.
www.stmuhistorymedia.org/child-labor-in-the-coa...
miningwiki.ru/wiki/Саночник
miningwiki.ru/wiki/Дверовой
09.08.2018 в 09:29

Fotheringhay, я уже не помню частностей, потому что глубоко эту проблему тогда не изучала, но раз написала про вторую половину - значит, прочитала где-то, что обще государственный закон, а не касающийся отдельных отраслей, был принят именно тогда. но вообще детский труд в таких масштабах - это в основном именно 19 век. ни раньше, ни позже такого не было. До - не было машин, которые облегчили отдельные операции до такой степени, что с ними смог справляться ребенок, а после уже начали принимать законы по защите детей.

на шелковом производстве считалось, что только детские пальчики лучше всего разбирают нежные шелковые нити