Оригинал взят у в
Как ни красиво звучит, я ждал продолжения этой запомнившейся печальной истории более 30 лет. Чем-то она меня в своё время затронула.
Совсем недавно дождался.
В советское время в очень популярном молодёжном журнале "Техника-молодёжи" была лакомая рубрика "Антология таинственных случаев". В ней рассматривались какие-то таинственные, малопонятные и загадочные исторические события и выдвигались версии возможных разгадок. Думаю, все мальчишки (ныне — взрослые мужики), когда-либо читавшие этот журнал, помнят что-то интересное из этой серии, продолжавшейся из номера в номер годами.
И именно в этой серии когда-то была описана грустная и загадочная история, не имевшая продолжения.
История делится по всем канонам жанра на пролог, несколько действий, а теперь и на эпилог.
Но без послесловия.
история пропавшего дирижабля
Треть ХХ века дирижабли были очень популярны. Думается, что последнего своего слова они так и не сказали.
Полеты этого дирижабля привлекли внимание всей Франции. Был популярен и 30-летний его командир дю Плесси де Гренедан, которому, несмотря на молодость, доверили гигантский воздушный корабль. Из старинной аристократической семьи, офицер опытный, командовал в Первую мировую войну боевым дирижаблем.
Построен немцами на известной фирме "Цеппелин" в 1920 году и передан Франции в счет репараций. Длина 226,5 метра, диаметр 24 метра, полная нагрузка – 52 тонны. Сорок человек экипажа. Шесть моторов позволяли развивать скорость до 130 км/ч. Французы назвали его "Dixmude". В память о фламандском городе, дважды стёртом с лица земли. Впервые – пожаром, без малого 600 лет назад и вторично – в 1914 году, немцами. Трофейный "Диксмюде" стал символом возрождения города, Франции и её военной мощи.
В начале 1920-х этот дирижабль ставил рекорды. В октябре 1923-го – мировой рекорд продолжительности полета, 118 часов (на дистанции 8 тыс. км). Шум в прессе, фото молодцеватого командира...
Но старт ранним утром 18 декабря 1923 года с военно-воздушной базы близ Тулона, был проведен без лишней огласки: кроме экипажа, в специальную пассажирскую гондолу поднялись 10 офицеров, из них трое – генерального штаба.
За девять часов дирижабль пересёк Средиземное море и после короткой остановки на военно-морской базе в Алжире сделал гигантский, почти на 2000 км бросок на юг, в глубь Сахары: налаживались коммуникации в пустыне.
19 декабря в 16.30 дирижабль достиг затерянного в песках военного поста Ин-Салах, развернулся и взял курс на север.
Весь следующий день он боролся с усиливающимся встречным ветром, который резко снизил скорость полёта. Порой казалось – несмотря на то, что винты бешено молотили воздух, дирижабль стоял на месте. Дю Плесси уведомил Алжир, что попытается приземлиться в Тунисе.
"Диксмюде" медленно сносило на восток, но радиограммы не несли оттенка тревоги: они были лаконичными и деловыми. Последняя из них, и вообще последняя, 21 декабря в 02.08 ночи коротко сообщала: "Убираем антенну ввиду бури."
Утром 21 декабря 1923-го началась тревога. Специалисты в ещё и иещё раз анализировали маршрут, вникали в метеосводки. Подключились разведка и контрразведка. Но и к вечеру позывных дирижабля не удалось поймать никому.
23-го подключился флот. Но более чем 200-метровый аппарат исчез.
27-го рыбаки у южной Сицилии выловили из моря труп капитан-лейтенанта французских военно-морских сил дю Плесси де Гренедана в полной форме и застёгнутой на все пуговицы шинели. Его часы замерли на 2 ч 27 мин 30 сек, через 19 с половиной минут после последней телеграммы.
Эта находка сузила район поисков. Тральщики бороздили прибрежные воды. Все с нетерпением ждали новых сообщений. Но шло время, а подобрали какую-то мелочь. Вроде бы обломки деревянной командирской гондолы, скорее щепки, какие-то обрывки ткани, которые могли быть оболочкой дирижабля и вместе с тем и нет. Достоверными оказались лишь два сплющенных бака с метками "Диксмюде".
Комиссии по расследованию, а их было две, в основу заключений положили показания свидетелей, той ночью заметивших в небе и приблизительно в том же районе, где подобрали тело командира, какое-то пламя за тучами и какие-то падающие светящиеся точки.
Комиссии пришли к выводу, что один из крупнейших в мире дирижаблей полностью сгорел от удара молнии (хотя следов пожара на теле офицера не обнаружили). На это косвенно указывали показания нескольких итальянцев, видевших в небе какие-то вспышки. Комиссии посчитали другие свидетельские показания недостоверными, а факты, не укладывающиеся в схему, малосущественными. Действия командира признали правильными, к конструкции дирижабля и его эксплуатации, а также к времени полета претензий не было.
Успокоились газеты и общественность. И всё же официальная версия гибели дирижабля в районе южной Сицилии не получила достаточно убедительного признания. Не очень укрепила её и спустя четыре месяца находка в том же районе останков радиотелеграфиста дирижабля.
А ещё через 2 месяца на юге Корсики нашли бутылку с запиской: "У нас вышел весь бензин, и мы во власти страшного урагана. Экипаж "Диксмюде" шлет Франции последнее прости."
Спустя 10 лет к югу от Сицилии сети зацепили носовой кусок дирижабля. Версию уточнили: мол, дирижабль от удара молнии взорвался и развалился на куски.
Всё.
Красиво и печально. Дирижабль, буря, катастрофа, посмертная записка...
Та самая статья в "Технике-молодёжи" в 1979-м ставила происшедшее под сомнение.
Во-первых, как дирижабли ни взрывались или горели, на куски они никогда не разлетались.
Во-вторых, очень оживлённые воды у побережья Южной Сицилии за последующие годы тысячи и тысячи раз пересекали большие и малые суда. Много раз местные рыбаки закидывали здесь свои сети. Пролетали самолеты. Воды Средиземного моря отличаются высокой прозрачностью. Глубины в этом районе не более 50 м. но никаких следов огромного остова дирижабля (более 200 метров в длину и 24 метра в диаметре!) так и не нашли, как и личных вещей экипажа, двигателей, аппаратуры и, наконец, тел 48 других членов экипажа.
Материалами статьи тогда заинтересовались в Военно-воздушной академии имени Жуковского.
гипотеза и ответ на загадкуНачали с критического переосмысления того, чем всё закончилось. С бутылки.
Записка была написана торопливо, карандашом, на клочке бумаги. Оснований считать её подделкой все эти годы не было. Но если она подлинна, то как она могла быть вообще написана, если дирижабль погиб-взорвался от удара молнии? Неужели в те немногие минуты между последней спокойной телеграммой и временем на командирских часах?
Специалисты из академии выдвинули свою версию.
В условиях бури "Диксмюде" проскочил место швартовки в Тунисе. Дирижабль находился уже в центре урагана (по метеосводкам, скорость достигала 90-110 км/ч). Ветровые нагрузки на корпус составляли – из-за огромной парусности дирижабля – сотни тонн. И корпус, закономерно, не выдержал. Да он и не был рассчитан на такие экстремальные погодные условия. Разлом мог произойти в передней части дирижабля, между командирской и пассажирской гондолами.
Носовая часть дирижабля вместе с командирской гондолой, в которой было, конечно, минимальное количество людей – 3-4 человека – упала в море.
А облегчённый и теперь уже неуправляемый "Диксмюде" стал игрушкой ураганного ветра. Как это было пятью годами раньше с его двойником L-50 после неудачного налёта на Лондон и в 1928-м году с дирижаблем "Италия" на обратном пути с Северного полюса.
Куда могло отнести неуправляемый дирижабль? В академии обратили внимание на факты, которые комиссии отбросили, как не согласующиеся с их версией.
К примеру, что почти сутки спустя после того, как остановились часы командира, дирижабль видели над африканским побережьем дрейфующим по ветру. В 500 км к югу от Сицилии. И уж совсем невероятным, на взгляд комиссий, выглядело свидетельство часового с поста Ин-Салах: 26 декабря он, якобы, видел "Диксмюде" второй раз за несколько дней! Более чем в 1000 км от места, где через сутки подобрали труп дю Плесси. А бедуины, якобы, видели дирижабль в 200 км ещё южнее Ин-Салаха.
В Гидрометеоцентре СССР воссоздали синоптическую обстановку, соответствующую 20-26 декабря 1923 года в районе Северной Африки и западной части Средиземного моря. По этой карте были "проиграны" варианты движения свободного аэростатического тела – неуправляемого дирижабля.
"Запустили" дирижабль от того места, где было найдено тело командира в то время, которое осталось на часах. Гидрометеоцентр рассчитал скорости ветров и сделал заключение. Двигаясь по эллиптической траектории к вечеру 26-го декабря это условно взятое тело вполне закономерно оказывалось над… Ин-Салахом или его окрестностями!
Вопрос, а почему же за эти дни никто из невольных пленников "Диксмюде" не пользовался парашютом? На первый взгляд так и надо было поступить. Но первый день дирижабль дрейфовал над морем, а последующие – уже над страшной пустыней, по которой к тому же рыскали до конца не усмирённые племена.
Комментарий в "Технике-молодёжи" 1979-го года заканчивался так: "вероятно, и влекло их ветром, пока, потеряв подъёмную силу, дирижабль не опустился где-то в обширном пустынном районе в центре Сахары.
Как и океан, пустыня подолгу хранит свои тайны... Приблизительно в то же время, что и "Диксмюде", исчез над Сахарой лёгкий английский самолет. Поиски были организованы широкие. А нашли случайно уже в семидесятых годах. Мало повреждённым. Под крылом от палящего зноя прятались два мумифицированных трупа. Рядом дневник. Очень подробный, трагический. Писался до последней минуты и с полным сознанием неизбежной смерти.
Возможно лежат рядом с разрушенным временем, полузасыпанным остовом "Диксмюде" и дневники французских воздухоплавателей. Как знать, что написано в них с момента, когда земля получила последнюю радиограмму, за дни неторопливого дрейфа от места, где море поглотило их командира."
На эту статью, понятно, во Франции внимания не обратили. Мало ли, кто что напишет, мало ли версий было за минувшие десятилетия...
А мне всегда было интересно: неужто так эта история и закончится? Ничем и загадкой?
И вот совсем недавно я прочитал в интернете:
В 1984 году в пустыне Сахара туарегами были найдены останки трёх человек, а из записей дневника обнаруженного среди вещей погибших, выяснилось, что все трое были членами экипажа дирижабля "Диксмюде". В дневнике сообщалось, что в районе над Сицилией в сильную бурю носовая часть дирижабля, вместе с командирской гондолой, в которой находился командир с частью экипажа, откололась и упала в море. Кормовая, большая часть дирижабля, была отнесена ураганом через Средиземное море в пустыню Сахара. При аварийной посадке дирижабль резко ударился о землю. От удара погибло пять человек, четверо были выброшены на землю, среди которых был автор дневника. Затем кормовая часть вновь быстро набрала высоту и исчезла из вида. Оставшиеся в живых трое аэронавтов попытались выйти к людям, но, увы, им это не удалось.
Что тут скажешь?
Разве ли что 200-метровую металлическую сигару и следы ещё трёх десятков человек до сих пор так и не нашли... И что неожиданная версия советских времён всё-таки оказалась верной.