Оригинал взят у в Музыка и театр в эпоху Реставрации
Из книги В. Конен "Перселл и опера".

читать дальше
Песни невинности, они же - опыта
(47) Героем английской драмы в эпоху Реставрации стал распутник и повеса, героиней - светская развратница. Вальтеру Скотту, почти два столетия спустя редактировавшему собрание сочинений Драйдена, принадлежит замечание по поводу того, что героини автора, молодые девушки, еще ни разу не встретившие на своем пути мужчину, тем не менее изъясняются на языке профессиональных проституток. (Речь идет о драйденовской переработке "Бури" Шекспира, о разговоре Миранды с ее сестрой Дориндой (персонаж, введенный в сюжет Драйденом), выясняющих подробности деторождения. Заметим, что это произведение связывается с одной из самых интересных партитур Перселла.) В одном произведении, к которому Перселл сочинил музыку, содержится монолог, произнесенный шестилетней девочкой. Прося прощение за свою невинность, дитя перечисляет перед публикой все то. о чем она "еще не знает", и таким образом воссоздает исчерпывающе полный "арсенал технических приемов" опытной куртизанки. В "Короле Артуре" на текст того же Драйдена момент драматической кульминации отмечен сценой своеобразного "любовного признания": герой, рассерженный строптивостью невинной девушки, с нагло-буффонной откровенностью угрожает силой завладеть "возлюбленной". По любому поводу в драматические пьесы вклинивались "песни юношей и девушек" ("boy and girl songs"), насквозь пропитанные духом фривольности и цинизма.
(46) Характерны два документа, появившиеся в конце века в один и тот же год (1698) и как бы "подытожившие" два главных направления антитеатрального движения в перселловскую эпоху. Первым был прогремевший в веках памфлет преподобного Дж. Коллиера "Краткий очерк о безнравственности и богохульстве английского театра", всколыхнувший общественное мнение и повлекший за собой широчайшую, в целом глубоко сочувствующую взглядам автора литературную дискуссию. Второй документ - резолюция английского суда, направленная против развращающих молодежь театральных представлений, за которой последовали вполне реальные многочисленные судебные разбирательства и аресты. Вскоре сам королевский двор (теперь уже в лице королевы Анны) издал прокламацию (1702), резко осудив порок и безнравственность, господствовавшие в современном театре.


@темы: женский вопрос, история музыки