В XVIII веке было два производителя-гегемона конопли и пеньки – это Франция и Россия. Ареал высеивания конопли во Франции – западное побережье, от Бретани до Гиени, там же находился и крупнейший центр по производству пеньки, мануфактура при Ришелье, и уже целый завод при Кольбере в городе Рошфор-сюр-Мер.

В России коноплю сеяли практически по всей территории России, даже на Камчатке. Крупнейшие центры по производству пеньки – Вологда, Орел, Курск, Серпухов, Воронеж, Омск. Если в 1758–60 годах экспортировалось в год 1,9 млн пудов пеньки, то в 1790–92 годах – уже 3,2 млн пудов.

В середине XVI века французы экспортировали пеньки примерно 1 млн пудов, в начале XVII века – 2 млн пудов (я специально перевожу в пуды, чтобы удобнее было считать), но начиная с XVIII века французская пенька начала сдавать свои позиции. Экспорт к 1730-м возвращается к цифре 1 млн пудов, а к концу века падает до 0,7 млн пудов. Французская пенька оказалась не только дороже русской, но и хуже по износостойкости, и если для одежды она годилась, то вот для флота оказалась нерентабельной и разорительной. А дело оказалось в технологии. Попробуем объяснить.

читать дальше

@темы: флот, история транспорта