21:21

Теперь же есть смысл поговорить о таком изобретении, как перкаль.
Вообще хлопчатобумажную ткань пытались использовать для изготовления парусов с незапамятных времен, но хлопок от постоянного контакта с водой имеет свойство гнить. В результате паруса получались слишком непрочными и слишком недолговечными. Поэтому еще со времен голландского владычества на море хлопок вытеснился льняной тканью (у голландцев эта ткань называлась duck).

Во Франции лен со времен Кольбера был объявлен статегическим товаром. Почти весь север королевства (Артуа, Номандия, Бретань, Пикардия) культивировали этот продукт в интересах флота и армии. Хлопок же закупался французами в Турции и Египте, и использовался для пошива одежд модников и модниц, и постельного белья. Расширение хлопкового производства началось с царствования Людовика XVI, короля флотофила. Тогда был положен запрет на одежду из льна (ибо флот нуждался в парусах и ЗИПах). И все-таки Франция не обладала таким поставщиком льна, как Америка и Россия и ей на государственные нужды конопли совершенно не хватало.
В 1773-м году французские промышленники в Лионе сделали эпохальное открытие, которое в будущем положило начало производству хлопчатобумажных парусов и перкалю. Оказалось, что если хлопчатобумажную ткань вымачивать около двух недель в масле льняного семени - она покрывается масленой пленкой, и гниение хлопка от контакта с водой резко сходит на нет. Тем не менее изначально перкаль использовался для производства женских юбок, фижм, панье, накидок.

На флот же первые паруса из перкаля попали благодаря Анну-Роберу-Жаку Тюрго, барону д’Ольн, ставшему государственным секретарем по флоту в 1774 году. Именно тогда перкаль был опробован во флоте, отзывы по нему были сугубо положительными, новый материал был более легким, нежели льняная ткань, требовал меньше места для хранения. От широкого внедрения останавливало только одно - для производства перкаля нужен был и хлопок, и лен тоже, вернее - льняное масло. То есть от чего пытались уйти, к тому и пришли.

Прорыв произошел в 1803 году, когда французский химик Шене построил первый в мире завод по производству лака из органических смол. Пропитка хлопчатобумажной ткани смолистым лаком резко повысила прочность, эластичность, долговечность получаемого перкаля, и постепенно доля льняных парусов во французском флоте начинает снижаться.

читать дальше

@темы: флот, история одежды

Комментарии
11.10.2013 в 22:18

Мой покерфейс сильнее твоего фейспалма
Как раз на пропитанный лаком перкаль я когда-то насмотрелась. Интересная штука - ткань, которая на сгибе хрустит. Лодки для академической гребли затягивались этой штукой сверху, от воды. Факт, что крылья "этажерок" обтягивались тоже этим, безмерно нас тогда развлекал.
И в магазине постельное белье из перкаля тоже вызывает улыбку, по старой памяти. Надо такое после стирки хоть сушить где повыше )))

chsh
12.10.2013 в 05:21

Как утомляет симулировать нормальность... (с)
Факт, что крылья "этажерок" обтягивались тоже этим, безмерно нас тогда развлекал.
До сих пор обтягиваются. У Ан-2 - перкалевые крылья.
Горит он хорошо...