15.12.2013 в 15:32
Пишет Moraine:Снова о фанфикшене
А постою-ка я в белом плаще. Ну а что? Все стоят – почему мне нельзя? Тем более, такой повод порыться в чужих и собственных тараканах.
Вообще-то, получилось сумбурно. Но пока я все это строчила, то поняла, что тут такая мешанина проблем, что как только из этой кучи начинаешь осторожненько тянуть что-то одно, на тебя тут же с грохотом обрушивается все остальное.
Итак, заверте все еще в тот момент, когда я утащила один любопытный пост об очередном исследовании фанфиков. И дальше случилась БОЛЬ.
Долго и невнятноНебольшой оффтоп – вот чем мне нравятся буржуи, так это демократичным отношением. Есть некое явление – давайте его изучать. Оно свежее? Тем лучше! А не как наши заслуженные пофессорА бабушки и дедушки, которые ждут, чтобы со смерти автора прошло лет сто, а в идеале – двести, чтобы счесть его тексты достойными хоть быстрого взгляда. Да, я несколько утрирую, но примерно так оно и есть. Фамилия «Толкин» только недавно перестала вызывать зубовный скрежет и обмороки. А это был человек, оказавший огромнейшее влияние на всю современную литературу. Что же говорить про богомерзкий фанфикшн? Это ж низшее из низших, даже бульварная литература и то более… кстати, что – более? Нет, об этом давайте в другой раз.
Ладно, выныриваем из оффтопа.
Итак, БОЛЬ.
Заговорили тут мы о процессах в фанфиках, точнее – слэше. Автор исследования видел в нем смену чуть ли, не побоюсь этого слова, парадигмы, иную роль мужского персонажа и все дела. Я смотрела на вещи более цинично и приземлено, упомянув про мизогинию, членодевочек и гендерные отношения, с которыми явно не все в порядке. Да, такого в слэше пруд пруди. И затронула я ту проблему, что в слэше, хоть анатомически оба персонажа – мужчины, по сути, мы имеем дело с традиционной парой Мэ и Жо с сопутствующими гендерными ролями. И, собственно, снова подняла тот глубинный вопрос, в чем смысл в пришивании женскому по функциям и реакциям персонажу члена?
Тут один из членов дискуссии очень показательно обиделся и написал еще более показательный пост. Суть поста сводилась к тому, что якобы кому-то снова запрещают на что-то дрочить. И, что уже интереснее, какого черта все носятся с гендерным равенством в литературе? Типа всего этого хватает в реале. Что все компромиссы и сложности в отношениях – это, опять-таки, в реал. А вот в фанфиках можно оторваться.
Далее шло противопоставление показа равноправных отношений (в том числе и в М/М-паре) и адекватного представления роли женщин и получения наслаждения от самого текста. И вот тут-то я и прифигела. Далее еще сказали про эротичность объективизации. И тут я тоже немножечко прифигела.
Давайте сначала про объективизацию. Да, объективизация порой нужна, иначе у нас бы просто мозги не выдерживали. Я не (черт, как правильно сказать-то?) субъективизирую каждого прохожего. Глядя на фото голого мужика или женщины, я не размышляю, какой у них офигенно богатый внутренний мир. Я думаю, что у них классные пресс, попа, сиськи, подставить нужное. Однако мухи отдельно, а котлеты отдельно. То же фото – это миг времени, это статика. Текст же – это динамика. Текст подразумевает некое развитие. Тут мы, конечно, можем произнести магические буковки ПВП, который, по сути, текстовой вариант порнушного ролика. Но ведь те же фики ПВП не ограничиваются. Однако получается, в фанфикшене нам даже в тексте с сюжетом предлагают все свести к объективизации. То бишь герои должны оставаться статичны и не вызывать никакого сопереживания, потому что сопереживание подразумевает субъективизацию. Единственное, что они должны вызывать, – это фап. Да, тут можно вспомнить слово «кинк». Но про него давайте в другой раз. А, вот еще что. Герои могут годиться на то, что читатель подставил на их место себя. Да-да, здравствуй, Мэри, здравствуй, Марти! Такие фики, кстати, существуют в дичайшем количестве. И тут, кстати, цветет гет. Но, нужен ли такой гет, а? Вот тут еще можно начать говорить о сближении фанфикшена и нынешнего масслита.
Теперь давайте о равноправии и членодевках. Тут на память приходит даже не слэш, а именно яой – с его жестко закрепленными ролями и тем, что под уке-то, по хорошему, действительно подразумевается дама. Почему слэш популярнее гета? Мне кажется, в тезисе, что не хотят любимого героя отдавать другой женщине, есть некая сермяжная правда. (Я помню дикую ненависть в фендомах к девушкам главных героев.) Другой мужской персонаж, тоже любимый, кажется более приемлемым вариантом. Плюс еще один повод пофапать на пресс, попу и прочие мужские части тела. Удовольствие в квадрате, так сказать. Но стереотип отношений-то в голове сидит один, тот самый с Мэ и Жо. И фантазии развиваются в духе классического лавбургера. А в классическом лавбургере, действительно, ни о каком равноправии речи не идет, там все глубоко патриархально. А в фанфиках, как мы помним, еще и оторваться можно. Вот эта патриархальность и доводится до абсурда.
Действительно, равноправные отношения – это сложно. Это договоренности, это притирки друг к другу, это так или иначе раскрытие внутреннего мира и пресловутая субъективизация. Это не о фапе. И не имеет разницы, пишем ли мы про Мэ и Жо или Мэ и Мэ. В обоих случаях, как я уже сказала, это сложнее, чем последовать стандартной схемке, где у нас есть активный добивающийся персонаж и пассивный принимающий и подчиняющийся так или иначе персонаж. Ровненькая широкая дорожка.
Итак, у нас получается гремучая смесь из гендерных стереотипов, лавбургеров, некритичного отношения, объективизации и фапа. Короче, лютый трэш.
И это приправлено той мыслью, что все понарошку. Как сексуальная игра, когда с давним партнером изображают насильника и жертву, хотя на самом деле никто никого не насилует. Вот и тут – да, мы превращаем одного из героев в членодевку, мы его подавляем другим персонажем морально и даже физически (про это я чуть позже скажу), но понарошку. Мы же просто развлекаемся. И, кстати, имеем право.
Еще один оффтоп. Теперь вспомним тезис, что персонажи, как ни крути, всего лишь плод измышлений автора. От чужих фантазий им ни холодно, ни жарко. И вообще, мое любимое постмодернистское «Автор мертв». Но я вам не про «Не смейте трогать!» или «Они же живые!». Да пожалуйста – трогайте, даже убивайте, если у вас десфик. Я про мозговых слизней и тараканов, которые выползают из башки райтеров в том самом фанфикшене, потому что, как я уже сказала, мозги и самокритика не включаются вообще.
И вот этот момент с отключенными мозгами мне больше всего и не нравится. Я не верю в тезис: «Дайте мне подрочить в фанфикшене, а за серьезными темами я пойду в литературу» Чтение, пардон, говна, имеет тенденцию осаждать разум. И вы, ребята, лукавите. Не пойдете вы читать серьезные темы в серьезной литературе. Вы будете хотеть только фанфикшн, потому что вы к нему привыкли, у вас уже сознание только под него заточено. Да, вам всегда будет нужна та ровненькая широкая дорожка. Конец оффтопа.
Итак, что мы получаем? Фанфики демонстрируют все те же глубоко патриархальные стереотипы, даже во многом усиленные. Если мы берем сюжетные фики, то многие из них представляют по структуре все тот же лавбургер, суть которого – герои встретились, влюбились (активный партнер добился так или иначе пассивного), свадьба или ее аналог, forever after. То бишь сюжет вторичен, первична любовная линия.
Разумеется, есть вариации, всяческие дарки и прочие прелести, но именно исключений объективно мало.
Все это порождает вот еще какую проблему. Она снова уводит в некоторый оффтоп, но тезисно я должна ее проговорить. Назовем ее проблемой шаблонов. Масслит шаблонен: я про те же лавбургеры и, кстати, творения нынешних МТА, написанных, как под копирку. Фанфики тоже дико шаблонны. Интернет способствует тому, что, с одной стороны, все стараются юзать успешные стандартные модельки, чтобы получить фидбек, а с другой – любую удачную новинку тут же бросаются копировать. Причем это может касаться как чисто языковых и стилистических моментов (пресловутые описания секса или мода на псевдокрасивости), так и сюжетных ходов.
Но самое печальное следствие этих шаблонов связано с тем, что если мы сводим фики исключительно к дрочибельности, то вынуждены признать, что у каждого райтера (и читателя, кстати, тоже) ситуаций, на которые они дрочат (кинковых), ограниченное число. И вот появляются райтеры, которые бродят из фендома в фендом с этим ограниченным запасом любимых шаблончиков, находят персонажей, которые, на их взгляд, этим шаблонам соответствуют, и строчат фик. Потом меняют фендом и строчат фик. Опять меняют фендом и строчат фик. Да, все верно – фики будут отличаться только именами персонажей и, если повезет, антуражиком. Впрочем, если это пресловутый ПВП, антуражем можно не заморачиваться.
А теперь плавно перейдем к боли номер два, которая с проблемой шаблонов связана. Весь мой вопль первой половины поста (если вы все еще не забыли, о чем я вообще тут говорю) наслоился на один из процессов в фендоме Шингек, который, впрочем, характерен для любого фендома. И это – бурные аплодисменты, переходящие в овации – выбор персонажа на роль внутрифендомной шлюхи.
Для тех, кто в танке, поясняю. В любом фендоме есть персонаж, который в какой-то момент начинает играть вот эту печальную роль. Его кладут под всех. При этом у него даже может быть постоянный партнер, но этот партнер по воле райтера будет класть этого персонажа под других персонажей, бить, унижать, а райтер будет радостно на это причмокивать. Причем все происходящее порой неотделимо в сознании все того же райтера от глубоких чуйств.
Вот тут весь предшествующий абсурд доводится вообще до крайней точки. Некритичность мышления и объективизация устремляются в сияющие высоты.
Прелесть в том, что тут важна эта самая моделька отношений (ну да, тот шаблон, про который я говорила). Уже под нее подставляются выбранные в первоисточнике типажи. Разумеется, типажи эти либо не будут подходить вообще, либо будут подходить, но по сильно формальным признакам. Скажем, подчиненный – начальник. Окей, говорим мы, вот у нас в Шингеках есть прекрасная парочка Эрвин и Леви. Что, не подходят? Нет, подойдут!
И что у нас получается дальше.
Итак, Эрвин – человек с идеей-фикс, себе на уме и активное мужественное начало. А, еще он, как кто-то выразился, хитрожопый (это не комплимент, кстати). В общем, классический самЭц-семе. Причем можно еще дарк!семе. (То, что такого дарка сожрут собственные тараканы и он не в состоянии будет пять лет удачно руководить разведотрядом, оставим за кадром. Это никого не волнует.)
В другом углу у нас имеет несчастье оказаться Леви – подчиненный Эрвина (фап-фап-фап, сказали барышни), который беспрекословно следует его приказам и своему начальству крайне доверяет. А, и еще Эрвин его каким-то хитрым образом сманил к себе из тенет преступного мира. То, что Леви тоже вполне себе активен, неважно. Упор делается именно на подчинении, а потому – плевать на все – будет он у нас трепетный уке. А тут еще и в пресловутом приквеле, до мозга костей седзийном, подсуропили, погладив барышням кинки. Ах-ах-ах, Леви повозили физиономией в луже! Вот они – наши любимые неравноправные отношения! Сейчас опустим тот момент, что при таких отношениях ни о каком доверии не может идти и речи. Это будет не доверие, это будет полное отсутствие умения самостоятельно принимать хоть какие-то решения. Но кинки – они такие, в них нет логики.
В общем, берем хитрожопого Эрвина-доминанта и Леви-субмиссива и начинаем смачно фантазировать о том, какие нестандартные пути решения всяческих проблем будет придумывать Эрвин. А так как у нас фап-фап-фап, то все нестандартные пути будут сводиться к тому, что Леви по приказу Эрвина пойдет и под кого-нибудь ляжет.
Каждый имеет право дрочить, как хочет? Ну ок. А я имею полное право уйти в фейспалм. Потому что какое отношение к персонажам из оригинала имеют отношение вот эти два… хм… объекта? Тут две глубоко больные личности во взаимозависимых нездоровых отношениях, которые, как и полагается таким отношениям, кончатся ну очень плохо.
Ок, все любят перверсии. Ок, я тоже порой люблю перверсии, но не как самоцель и четко отдавая себя отчет, чем это для персонажей может закончиться. И поэтому у меня тут же возникает вопрос – а почему вот такое кинкует? Что у вас за мозговые слизни такие? Что за фап на психологию жертвы и ломку личности? Это, сцуко, страшно, а не фапабельно.
Видимо, снова вернусь к этому моменту, все дело в пресловутой объективизации. Читатель и райтер, с одной стороны, приятно щекочут себе нервишки, балансируя на грани, а с другой, ни о каком сопереживании и эмпатии к персонажу речи не идет. Эту функцию литературы во многих фанфиках не задействуют. А потому с персонажем можно творить, что угодно: от группового изнасилования до расчлененки.
Однако же почему отключается сопереживание? Причем не только в фанфикшене, с масслитом творится та же хрень. Почему сопереживания и субъективизации стали так бояться? Или, может, это всегда так было, просто раньше не выпячивалось, а сейчас Интернетик показал такое нехорошее явление во всей красе? Вот тут я несколько теряюсь.
В общем, подведу промежуточный итог. Выгул тараканов – выгулом тараканов, но все же надо себе отдавать отчет, что и зачем ты пишешь. Фанфикшн, кто бы что ни говорил, – литература, пусть даже вторичная. Первичная и вторичная литература взаимодействуют и взаимопроникают. Хочется, конечно, надеяться, что в результате все будет хорошо и на пользу, но и негативных сторон у этого процесса хватает. А дальше – что будет, то будет. Мы-то что с этим можем поделать? Только свои тексты писать.
URL записи
@темы: писательское
И разные умные слова.
Простите но я позволю себе кое с чем не согласиться. Почему?
Ну хотя бы потому, что не все так плохо, как думает автор. Возможно на самом деле всё еще хуже, но все же не так прямолинейно. Кроме фанфиков. в которых сношают героев разных фендомов (это отдельная песня) есть еще так называемые ориджиналы. Проблема не в том кто кого де и сколько, пэвепешно или не очень. Просто многих девушек даже возбуждают именно эти отношения. Да, да просто на физическом уровне.
И это, наверное, искажение на каком-то психическом или другом уровне.
Есть люди которым нравится обычная банальная порнушка. И мужчины. и женщины и парни. Ну правится им это. Обычное физиологичное м/жешное. А есть те кому нравится гомопорнушка. Тут что тоже членодевки?
Кстати не все авторы яойной (ну да бессмысленой) направленности не продумывают своих героев, не чувствуют их.
Эх кажется букв меньше, а внятности нет совсем.
В общем смысл моего поста в том, что все не так просто. И все гораздо глубже. Да фанфики (любые) это как любовый роман, который бывает хороший и не очень. Но проблема лежит в потребителе. Зачем-то нужны ему (ей точнее) отношения между мужчинами, а не обычные стандартные.
Да дайрях полно девушек называющих себя в мужском роде, выбирающих СЕБЕ для отыгрыша в ролевках мужские роли. Может дело в роли девушки, женщины? А так как девушки остаются внутри себя девушками,а не лесбиянками, то соотнося себя с парнями, выбирают себе в партнеры парней. Ну и ищут, собственно, в любом фильме или фендоме тоже ТАКИЕ парочки.
А хорошие прочувствованные оригинальные фанфики читают, кстати, и настоящие голубые.
Ну вот. Как-то так. Извините за сумбур и ошибки.
Вышло у меня, действительно, сумбурно, потому что все это писалось в ответ на определенную позицию, которая неизменно вгоняет меня в ступор в дорогом фанфикшене.
Дело тут не слэше как таковом, сказал человек, сам пишущий и сам любящий слэшную НЦу. Впрочем, я люблю любые хорошие фики. Дело в подходе к фанфикшену как такой территории, на которой можно, не задумываясь, выплескивать все, что в душе засело. Причем сами оригинальный мир и герои нужны только, как удобные детальки и куколки.
И вот это выплескивание порой принимает весьма странные и уродливые очертания.
Позволю себе повториться и указать еще раз, что меня сподвигло на эту простыню.
В спровоцировавшем мой ответ посте шло очень любопытное противопоставление. Текст, в котором герои находятся в равноправных отношениях и в котором есть раскрытие женских характеров, это фу. Им невозможно наслаждаться. Текстом, в котором отношения не равноправны, наслаждаться можно. И до кучи — эротичность объективизации. Я спросила человека, высказавшего эту позицию, почему от так считает, но ответа не дождалась.
Так что это была попытка объяснить самой себе, откуда может возникнуть такая позиция.
Еще раз про членодевок. Когда я читаю слэш, то хочу, как ни странно, прочитать про мужчин, а не про мужчину и женщину, которой пришили член. Если мне нужна стереотипная любовная линия со стереотипными дамскими реакциями, я могу взять с полки тот же лавбургер. Мне не хватает только одного заявления автора, что вот эта истеричная девица — мужчина. Не вижу я там мужчину, поэтому не получаю то, ради чего слэш читаю. Пресловутые фальшивые елочные игрушки получаются.
Ну и ситуация с девушками, отыгрывающими мужские роли, с этим тоже связана.
Да дайрях полно девушек называющих себя в мужском роде, выбирающих СЕБЕ для отыгрыша в ролевках мужские роли. Может дело в роли девушки, женщины? А так как девушки остаются внутри себя девушками,а не лесбиянками, то соотнося себя с парнями, выбирают себе в партнеры парней. Ну и ищут, собственно, в любом фильме или фендоме тоже ТАКИЕ парочки.
А почему есть вот эта проблема дайритрансгендеров, кстати? Всем этим барышням до настоящей трансгендерности как до Луны пешком. Но собственный пол их по каким-то причинам не устраивает. Причины традиционны — гендерные стереотипы. Только вот отыгрышем мужских персонажей эти проблемы не решишь, а усугубить можешь. Про ненависть к женским персонажам я упоминала. Самое прелестное в дайритрансгендерах — это частая мизогиния, которая у женщин смотрится особенно неприятно. И да, идет ассоциация себя с одним из персонажей слэшной парочки. При этом реакции персонажу приписываются женские, потому что в этом случае автор описывает саму себя. И, опять-таки, я снова задаю вопрос — а причем тут тогда эти персонажи, почему мне вместо вхарактерного героя подсунули девицу с членом? Получается, подобным творчеством автор как раз расписалась в неспособности создать верибельный мужской образ и его отыграть.
Но проблема лежит в потребителе. Зачем-то нужны ему (ей точнее) отношения между мужчинами, а не обычные стандартные.
А вот это, кстати, очень интересный вопрос. И ответы у него у всех будут разные.
Для себя я сформулировала, что кроме эстетизма
Впрочем, из обилия всех тех, кто читает по разным причинам слэш, больше всего меня вымораживает категория лицемерок, которые слэш-то читают, но реальные геи для них фу-фу-фу. И тут я любовь к слэшу могу объяснить только дикими комплексами и мизогинией.
Я выбираю себе в ролевках обычно мужские роли. не потому, что чувствую себя в женской роли ущербно, а потому что, так совпало, как раз в то время, как пришла в ролевки, заинтересовалась мужским поведением и проблемами его отображения в романах, где автор - женщина (вот именно, чтобы верибельно было). Так что это был весьма полезный опыт. От мужского имени общаюсь с партнерами во флуде, от мужского, бывает, отыгрываю и рейтинговые сцены. И, совершенно не будучи лесбиянкой, рейтинговые сцены отыгрываю гетные. Ну вот не стоит у меня, когда я отыгрываю мужчину, на парней. Мне трудно понять, чем парень может возбудить парня, а девушка - девушку.
Так в дайрях та проблема, что в мужском роде-то о себе говорят, а соответствующую роль не отыгрывают. Поэтому народ с дайритрансгендеров так и веселится.
К тому же одно дело — отыгрывать ролевки, а другое — изображать из себя типа мужчину по жизни.
Главное - что именно ты хочешь отыграть: убедительный образ или инструмент для дрочки.
Да, согласна полностью.
Кстати если брать туже мангу, то далеко не все пассивны женоподобны, в поведении. Вспоминаю Фэйк, к примеру. Суперская вещь.
Привлекательность особ противоположного пола же. Мужчины же тоже любят лебсийский секс. Сама механика несколько варьирует, но в той же сети поклонников фемслэша и юри хватает.
Если брать яой, то если я правильно помню историю, он изначально был введен как более приличный вариант, чем описание гетеросексуальных отношений. Потом, разумеется, жанр начал развиваться, кучу всего в себя вобрал. Сейчас там, буде такое желание, вообще много чего можно найти. Впрочем, если брать "Фейк", то Ре — вполне себе няша. Да, уже не совсем утрированная, но ничего революционного в нем нет. Вот если бы вы бару вспомнили! Ее тоже некоторые дамы любят.
Если же брать европейский менталитет, то я все же ставлю за изначальную запретность темы. Все, что запретно, привлекает и возбуждает.