16:18

Оригинал взят у в post
Напомнили - и пока не забыл:

В СССР было опубликованы две очень необычных НФ-дилогии, сегодняшнему читателю почти неизвестных, но очень, очень сильных - как НФ они, на мой взгляд, куда сильнее именитых Стругацких, да и в литературном плане не вижу, чтобы они сильно уступали.

Александр Мирер - дилогия "Главный полдень" и "Дом скитальцев" (особенно превосходна вторая часть)
Сергей Павлов - дилогия "Лунная радуга" и "Мягкие зеркала".

Вполне смело рекомендую читать.

Попробую объяснить, чем они необычны.
Это именно НФ. Космос там - не сцена для пропаганды коммунистических ценностей (как у Стругацких), а именно космос - жестокий, холодный, непонятный. Это не советские бредни про природу, которую нам историческим процессом дадено покорять - нет, космос там сам нас может запросто закатать в асфальт - только зазевайся. Не обязан, не хочет, а именно - может. И надо разбираться что там к чему, если хочешь уцелеть.


@темы: книги

Комментарии
22.02.2014 в 01:02

Отрадно, что и тут на нас досье...
Мирер - интересный автор, да.
22.02.2014 в 01:37

починяю примус
Павловскую трилогию нежно люблю.
22.02.2014 в 03:18

Шано, захотелось прочитать.
22.02.2014 в 08:42

Мой покерфейс сильнее твоего фейспалма
Мирер прекрасен и могуч ... а наличие у "Лунной Радуги" продолжения мне было, позор, неизвестно!!!
Ухватить и учесть...
22.02.2014 в 09:53

Шано, Когда увидела название- "Лунная радуга" сердце забилось :) Мое одно из самых любимых произведений. Сейчас уговариваю дочь прочитать, пока не уговорила. А еще Станислав Лем " НЕПОБЕДИМЫЙ". Тоже очень рекомендую.
22.02.2014 в 10:07

починяю примус
larshire, третья часть ещё есть - "Золотой локон Ампары"
22.02.2014 в 10:22

Мирера люблю с детства, успела с ним поработать в качестве редактора, единственное исключение - последний роман, тут ИМХО, возраст сказался.
именно поэтому я с бооольшим подозрением отношусь к очередной попытке экранизировать дилогию, а снимать сериал вроде уже начали...
И я бы не стала противопоставлять его АБС - в "Доме скитальцев" чисто стилистически сходство налицо.
22.02.2014 в 12:19

Рамина, Королева Полевых Мышей
Вполне смело рекомендую читать.
Подтверждаю. Болеее чем стоит.
22.02.2014 в 12:42

Мне больше нравятся вторые части обеих дилогий.
И, на мой взгляд, Стругацкие в каком-то смысле перехваленные авторы. Нет, это отличные авторы, тут никакого вопроса нету. Но в шестидесятые, кроме Стругацких, было много отличных авторов, и очень жаль, что сейчас вспоминают обычно только Стругацких.
22.02.2014 в 15:59

У меня сложное отношение к АБС.
С одной стороны. я очень люблю их язык, тащусь от него, простите мой клатчский. с другой - во многом , мягко говоря, не разделяю их воззрений.
22.02.2014 в 16:01

Рамина, Королева Полевых Мышей
мягко говоря, не разделяю их воззрений.
А которых именно?
22.02.2014 в 16:05

Ramine, Reine des souris, от отношения к семье и воспитанию ( ну это от шестидесятничества идет, наверное) до классической мизогинии.
22.02.2014 в 16:09

Рамина, Королева Полевых Мышей
Grissel, от отношения к семье и воспитанию
Система Учителей, на ваш взгляд, плоха? По моему, именно таким способом, и только таким можно создать тот Мир Полудня...

до классической мизогинии.
Во имя разума, а это-то вы где увидели?! Ну, разве что в отношении к сестре Юрковского... но она и правда, препустая барышня.
22.02.2014 в 17:49

Отрадно, что и тут на нас досье...
С одной стороны. я очень люблю их язык, тащусь от него, простите мой клатчский. с другой - во многом , мягко говоря, не разделяю их воззрений.
Grissel, плюсую.
22.02.2014 в 18:35

aka Айша
до классической мизогинии.
Во имя разума, а это-то вы где увидели?! Ну, разве что в отношении к сестре Юрковского... но она и правда, препустая барышня


Ramine, Reine des souris, а не только она. Женщины у Стругацких как правило существа эм... не то, чтобы совсем все пустопорожние, но абсолютно никчемные. Не влияющие на мир и сюжет. Изымите их из текста - ничего не провиснет всерьез и не изменится. Они - несамостоятельны, они всегда приложение к мужчине и его жизни: помощницы, помехи, соблазнительницы - но они часть мужского сюжета, обстоятельства мужской жизни. Разве что Майя Глумова отличается, но этот образ я категорически не люблю за некоторое душевное нездоровье.
И да, я категорически не феминистка. Это так, бэк обозначить. )))
22.02.2014 в 18:44

Не, в натуре. Может, и не мизогиния это, но когда искала женский псевдоним, шоб непременно из Стругацких, пришлось остановиться на Шейле Кадар. Не умели они женщин писать. Или не хотели.
22.02.2014 в 18:47

Рамина, Королева Полевых Мышей
Hamajun, значит, получается, тогда Крапивин тоже..это самое слово? Оттого, что пишет в основном, про мальчиков (или мужчин), а не про девочек (есть лишь две книги у него, где главные герои - барышни)
Шано, Не умели они женщин писать. Или не хотели.
У всех свои вкусы)
22.02.2014 в 18:52

Ramine, Reine des souris, В принципе, я их понимаю. Введение в текст на первые роли женщины обычно текст сильно усложняет. Даже когда она ничего такого в смысле отношений не затевает)) В общем, без баб в романе лучше. Правда, и без них плохо.
22.02.2014 в 18:54

Рамина, Королева Полевых Мышей
Шано, без баб - возможно, и лучше. Вот без женщин уже так себе.
22.02.2014 в 19:02

Ramine, Reine des souris, Если без шуток, то женщина на заметной роли в романе перетягивает сюжет на себя больше, чем мужчина на ее месте, даже если там ни полслова, ни полжеста не говорит об каких-то любовных отношениях. Это мое имхо, разумеется, но мне кажется, когда пытаешься писать об НФ-проблемах, легче писать мужчин, если, конечно, это не специфически женские НФ-проблемы.
22.02.2014 в 19:09

Рамина, Королева Полевых Мышей
Шано, да все просто. Стругацкие - люди старого поколения, старой, патриархальной закалки, чья молодость пришлась на имперско-советское прошлое. А а сталинский СССР был, в отношении женщин куда традиционнее, чем Россия послереволюционная или СССР поздний. Кухня, семья. Ну, может быть, кабинетная наука... вот - у Стругацких в "Полдне", кажется, даже особо подчеркивается, что женщин в космос не берут - только на диспетчерские должности. Но простим им это - таланта от этого у них не стало меньше)).
22.02.2014 в 19:19

Ramine, Reine des souris, Да нет, женщин в космосе у Стругацких хватает, просто, создается впечатление, Стругацких не интересовали герои-женщины. Как подруга героя - сколько угодно, а вот чтобы вышла из функции "подруга главного героя" в функцию "второй главный герой" - такого что-то не припомню.
23.02.2014 в 00:17

aka Айша
значит, получается, тогда Крапивин тоже..это самое слово? Оттого, что пишет в основном, про мальчиков (или мужчин), а не про девочек (есть лишь две книги у него, где главные герои - барышни)

Ramine, Reine des souris, озадачили. Давайте попробую порассуждать на эту тему. Я, правда, Крапивина сто лет не перечитывала, так что вы меня поправите и дополните мои воспоминания фактическим материалом, если что, ладно?

простыня, однако

Прошу прощения за такую простыню и задержку с ответом. Соскучилась за поговорить об высоком. ;)
23.02.2014 в 00:29

Отрадно, что и тут на нас досье...
Hamajun, очень интересный разбор, спасибо.
23.02.2014 в 11:54

Hamajun, как же, как же. ЖЖ-шными феминаци Крапивин давно уже выбран на роль жупела "сексизма в детской литературе". Основная из "гендерных претензий", разумеется, в количественном соотношениии мальчиков и девочек в книгах. Ну, а уж то, что девочки у него иногда кормят мальчиков обедом или зашивают рваные штаны — конечно же, пропаганда эксплуатации и культуры насилия. При этом, ЧСХ, наибольший вой и обвинения в мизогинии вызывают эпизоды, когда ГГ выбирает "суровую мужскую дружбу" вместо потенциально романтических отношений (как в "Кашке" или "Летчике").
23.02.2014 в 17:14

aka Айша
alblksw, ну так и спрашивайте с ЖЖ-шных феми-наци, в самом деле. :) Я к ним не принадлежу, мои социальные взгляды намного умереннее и опаснее для мужчин. :)
24.02.2014 в 15:20

Рамина, Королева Полевых Мышей
Hamajun, вашу позицию уяснила, благодарствую.
мои социальные взгляды намного умереннее и опаснее для мужчин.
А опаснее - это как? поделитесь опытом)
24.02.2014 в 22:34

aka Айша
Эмм... я требую с них соблюдения "Домостроя" в полном объеме. Вы читали "хозяйственную" часть этой многопрославленной книги? ;) Про то, сколько и чего обязан мужчина знать-уметь-ежедневно выполнять прежде, чем начинать диктовать женщине? Как правило это вызывает оторопь, потому что это у мужчины, а не у женщины получается пресловутая "двойная занятость".
25.02.2014 в 16:05

Рамина, Королева Полевых Мышей
Hamajun, мда... мне и в голову не пришло бы такое - кроме как внести Домострой в индекс книг экстремистских и запрещенных)))
22.12.2019 в 16:26

Þræll einn þegar hefnist en argur aldrei.
НФ. Космос там - не сцена для пропаганды коммунистических ценностей (как у Стругацких), Э, а про социальную фантастику автор не слышал? Ну там когда констрируют поведение людей в необычных обстоятельствах?
А когда пропагандируют капиталистические или феодальные ценности, можно?
Согласен, что Павлова надо читать, да. )