После чтения одной книги запала мне в голову фраза "Бойся не любящей музыку твари". Типо от таких тварей непонятно чего можно ожидать, и не приручаются они. Ну вот я такая же тварь. Не то, чтобы совсем мне не нравится музыка, но чаще никаких эмоций я не испытываю, и желания что-то специально поставить и послушать у меня обычно не возникает. Причем как раз в депрессии ставила и слушала Рахманинова, была у меня где-то пластинка, Рахманинов в сопровождении филадельфийского оркестра.
Не какой-то конкретный жанр, будь то рэп, григорианский хорал, диско, бурановские бабки или классический джаз, а музыка как таковая. Оказывается, ответ даёт нейрофизиология.
Нейробиолог из Университета Барселоны Хосеп Марко-Паллерес выяснил, почему некоторые люди неспособны получать удовольствие от музыки, пишет Verge. Результаты исследования опубликованы в журнале Current Biology.
Большинство людей не способны даже допустить, что их любимая песня может не вызвать у кого-то вообще никакой эмоциональной реакции. Нейробиолог Марко-Паллерес провел эксперимент, доказывающий, что некоторые люди в силу самого строения их мозга физиологически не способны получать удовольствие от музыки. В их случае музыка просто не затрагивает так называемую нейронную систему поощрения, которая в ответ на определенные стимулы вырабатывает вещества-нейромедиаторы, вызывающие приятные ощущения.
читать дальше«Музыка представлена во всех человеческих культурах, начиная с доисторических времен, хотя не связана ни с какими очевидными биологическими преимуществами (такими как еда, секс и так далее) или потребительной стоимостью (такой как деньги), — говорится в аннотации исследования. — Тем не менее музыка входит в число главных источников удовольствия, и ее важная роль в нашем обществе и культуре заставляет предполагать, что способность музыки вызвать удовольствие универсальна. Однако это предположение никогда не проверялось опытным путем. В настоящей работе мы определили группу здоровых лиц без депрессии и общей ангедонии, которые, несмотря на возможность музыкального восприятия, показали пониженный эмоциональный отклик и никакой вегетативной реакции на (...) музыку. Эти же лица показали нормальные поведенческие и физиологические реакции на денежное вознаграждение. Таким образом, низкая чувствительность к музыке не связана с глобальной гипофункцией системы поощрений. Эти результаты указывают на существование специфичной музыкальной ангедонии и предполагают наличие индивидуальных различий в (...) системе поощрений».
Ученые поставили эксперимент с тридцатью студентами. Молодых людей опросили об их музыкальных пристрастиях, после чего поделили на группы в зависимости от ответов: очень чувствительные, умеренно чувствительные или вовсе нечувствительные. Исследователи убедились, что среди них нет глухих, слабослышащих и страдающих от депрессии, которая также может снижать чувствительность к музыке.
Студентов попросили принести из дома любимые записи. Уже на этом этапе у некоторых участников исследования возникли трудности. Учащиеся, попавшие в группу равнодушных, принесли меньше всего дисков; некоторые вообще не слушали музыку, поэтому одолжили CD у членов своей семьи. Включив записи в аудитории, ученые контролировали сердцебиение и потоотделение каждого студента. Некоторые не выказали ровным счетом никакой физиологической или эмоциональной реакции: их пульс не учащался, когда певец брал особенно высокую ноту или во время крещендо, но при этом они безошибочно определяли, грустная играет песня или веселая.
После прослушивания музыки равнодушным студентам предложили сыграть в игру с денежным вознаграждением. Они отреагировали точно так же, как и все остальные: мысль о возможности выиграть даже небольшую сумму денег приводила к небольшой тахикардии. Результаты не изменились через год, когда исследование повторили с теми же студентами.
«Музыка не являются поощряющей для них, в отличие от других видов наград, например, денег. Она просто не влияет на них», — цитирует Verge Марко-Паллереса.
Эта индифферентность не имеет ничего общего с неприязнью. Когда равнодушных студентов просили описать их симпатию к определенной песне по шкале от одного до десяти, они, как правило, ставили «5», что эквивалентно неопределенному пожиманию плечами.
«Специфичная музыкальная ангедония» — таким термином окрестили нейробиологи это явление. Ангендонией психологи называют неспособность человека получать удовольствие от деятельности, которую большинство находит привлекательной. Раньше предполагалось, что ангедония — это нечто вроде депрессии, то есть явление общего порядка, при котором утрачивается мотивация сразу ко всем видам потенциально приносящей удовольствие деятельности (выпивке, сексу и так далее). Но, как показала часть эксперимента с денежным вознаграждением, «равнодушные» студенты сохраняли способность радоваться по другим поводам, при этом будучи неспособны к эмоциональному восприятию музыки.
Чтобы определить, какие именно нейронные цепи в мозгу «равнодушных» повреждены, биологи планируют провести новый эксперимент с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Марко-Паллерес надеется, что открытие музыкальной ангедонии на нейронном уровне станет отправной точкой для исследования всех других типов ангедоний. Тот факт, что первой удалось идентифицировать именно музыкальную ангедонию, примечателен, поскольку с эволюционной точки зрения крайне трудно объяснить, почему людям вообще нравится слушать музыку, которая не предоставляет никаких преимуществ для выживания в ходе естественного отбора.
кстати, у ЛеГуин в "Планете изгнания" и "Городе иллюзий" выведена инопланетная раса с такой вот невосприимчивостью к музыке. В остальном - нормальные, хорошие люди, но вот физиологическая особенность такая.
Grissel, ура, я инопланетянка!!! К счастью, невосприимчивость неполная, но людей, которые идут на концерт только слушать музыку, я не понимаю. и тех, кто скачивает музыку и постоянно ее слушает - тоже. скучно же
Grissel, э, тогда, наоборот, получается, что они к ней оччччень восприимчивы. Иначе бы им было пофигу. А я просто часто не выношу музыку живьем (или кажется, что она фальшивая, или слишком громкая)
Шано, они не могли не играть, ни слушать. Ритм отбивать могли, это был единственный элемент музыкальной культуры. Причем если в первом романе там уровень бронозового века, то во втором - уже высокотехнологическая цивилизация, плюс смешались с выходцами с Земли. Но вот этот момент не изменился.
Я тоже тварь. Некоторые песни или музыка нравится, но в песнях я прислушиваюсь больше к словам, чем к музыке. И не люблю, когда музыка играет фоном, даже в машине.
Белокурая Гретхен, не, как фон, если оно негромкое, еще сойдет, хотя специально включать не буду. А вот песни очень сильно надоедают, иной раз слушаешь и тоскуешь: ну когда ж эта фигня наконец закончится, там всего-то несколько куплетов, а впечатление, что сотня.
К счастью, невосприимчивость неполная, но людей, которые идут на концерт только слушать музыку, я не понимаю. и тех, кто скачивает музыку и постоянно ее слушает - тоже. скучно же
А я просто часто не выношу музыку живьем (или кажется, что она фальшивая, или слишком громкая)