Сколько времени занимало путешествие или доставка груза в Средние века или Новое время? Например, сколько дней у вас бы потребовалось, чтобы добраться в XVI веке из Венеции в Стамбул или из Антверпена в Лион. Вопрос достаточно сложный, но, в то же время, важный, поскольку скорость обращение денежных средств, информации и товаров определяло функционирование всей европейской экономики.
Стоит отметить, прежде всего, что европейское пространство для человека XVI века было огромным, а маршруты постоянно менялись, так письмо, отправленное из Испании в Италию, могло добираться до цели через Лион, Бордо или Ниццу, письмо из Венеции могло идти в Фонтебло через Брюссель, что особо удивительно, письма из Рима иногда шли в Португалию через Антверпен. Причина подобных маршрутов – надежность, Филипп II писал на полях одного послания: «за исключением экстренных случаев, для нас важнее надежность пути доставки писем, чем выигрыш четырех-пяти дней», и, наверное, это было распространенное мнение.
Другим фактором, помимо надежности маршрута, был случай или удача. Когда на море дует попутный ветер или на несколько дней установится благоприятная погода, за одну-две недели можно проплыть столько, сколько другой не проплывет и за шесть месяцев. На суше нет таких задержек, связанных с ветром, но могут возникнуть другие осложнения, например, война, ливни или иные чрезвычайные ситуации, которые опрокидывают все мыслимые прогнозы. Таким образом, расстояние в XVI веке не было постоянной величиной, оно могло увеличиваться и уменьшаться в десятки раз.
Предельные скорости на море составляли около 200 км. в день, чтобы двигаться с такой скоростью должна была устояться хорошая погода, а на галерах должны были быть усиленные команды. Предельной скоростью по суше можно считать 139 км. в сутки, случай единичный, и был характерен только для маршрута Италия-Брюссель через Тироль, которым пользовались некоторые почтовые курьеры. Но обычно скорости были значительно ниже, так новость о Варфоломеевской ночи 24 августа 1572 года достигла Мадрида со скоростью 100 км.в день, а Барселоны 3 сентября. Новость о взятии Никосии 9 сентября 1570 года достигла Константинополя 24 сентября, Венеции – 26 октября, Мадрида – 29 декабря.
И последнее, но от того не менее важное – это сезон или время года, пожалуй, это имеет первостепенное значение для моря и также существенное для суши. Учитывая все вышесказанное, можно лишь вычислить средние значения длительности путешествий из разных городов, но и это уже не мало.
Отправка курьеров и путешествия были очень дорогостоящими мероприятиями, позволить которые могли далеко не все, так доставка почты от Венеции до Феррары, то есть на небольшое расстояние, стоила около дуката, от Венеции до Нюрнберга – 58 флоринов за четыре дня, 25 флоринов за 6 дней. Речь в большей степени шла о новостях и курьерах, а они перемещались гораздо быстрее обычного путешественника.
Еще одним любопытным фактом является изохронность или неравномерность скоростей на карте Европы.
Для чего нужны эти расчеты скорости путешествий и доставки писем? Любая деятельность вступает в противоборство с пространством, преодолевает навязанные им ограничения и приспосабливается к нему. Средиземноморская экономика, обреченная на медленные темпы, на трудоемкие приготовления, на неизбежные простои, должна быть рассмотрена прежде всего под этим углом зрения.
Даже такой привилегированный товар, как заемные письма, подчиняется всеобщему закону инерции. К сроку их оплаты повсеместно прибавляется время пути к месту назначения. В начале века расстояние от Генуи до Пизы считалось равным 5 дням, до Милана — 6 дням, до Гаэты, Рима, Авиньона — 10, до Анконы — 15, до Барселоны — 20, до Валенсии и Монпелье — 30, до Брюгге —два месяца, до Лондона —три. Перевозка наличности занимает еще больше времени.
Столь же затруднено продвижение товаров — производство занимает немало времени, потом они пылятся на складе и, наконец, начинают переходить из рук в руки. Между закупками руна и отделкой ткани, производимой из шерсти, которая поступает из Испании во Флоренцию, проходят месяцы и месяцы86, а чтобы ткань нашла своего покупателя в Египте, в Нюрнберге или где-то еще, могут понадобиться годы. К тому же, проделав долгий путь, одни товары часто бывают вынуждены ожидать другие. В Аквилу в Абруццах каждый год стекается множество купцов, привлеченных бойкой торговлей шафраном. Но в этой торговле участвуют и другие товары: шафран должен быть упакован в льняные мешки (восемь мешков составляют один груз), а мешки, в свою очередь, укладываются по четыре в кожаные чехлы. Кроме того, платежи осуществляются медными слитками, из которых местный монетный двор чеканит мелочь: cavalli и cavalluzzi. Так что оборот шафрана зависит (так же, как и другие товары — от него) от поступления отрезов льна и листов меди из Германии и тюков кожи, доставляемых из Венгрии. Эти товарные потоки сходятся в Аквиле.
И последний интересный факт, относящийся к скорости обращения монет и денег в целом, в марте 1464 года, с отплытием галер в Сирию, Венеция лишилась своих запасов наличности. Ее денежные запасы плывут по морю, оставив город обескровленным и парализовав его жизнь. Спустя столетие такое же зрелище являет собой Севилья, находящаяся в расцвете юношеских сил. «Индийский» флот еще не успел отправиться в путь (он прошел через Сан-Лукар только 24—29 марта 1563 года), а корреспондент Симона Руиса уже писал ему из Севильи 15 февраля101: «Здесь на рынке вот уже несколько дней невозможно занять ни реала под любые проценты». Все деньги истрачены на последние закупки товаров для отправки за море, денежное «изобилие» наступит снова только после возвращения флота.
По Броделю Ф. “Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II”, Часть 2. Коллективные судьбы и универсальные сдвиги.
@темы: карты, средние века