понедельник, 14 апреля 2014
Массовая публика не хочет, чтобы было эмоционально тяжело. Она просто скандирует хором: «Лег-че! Лег-че!» - злясь на любые сложности и тех, кто осмеливается о чём-то рассуждать. Поэтому те, кто под публику прогибается, облегчают и облегчают ей жизнь. Горькую конфету, даже в самом пёстром фантике, массовая публика норовит выплюнуть – она хочет сахара и чтобы ничто не мешало развлекаться. А мысли мешают.
Массовые писуны – грех их писателями называть – признают одну-единственную стратегию овладения аудиторией: следование за её желаниями, довольно низкими, чего уж там. Ради того самого «успеха» – больше, вроде бы, ничего и не нужно – штампуются и штампуются картонные книжки с затёртыми до дыр сюжетными и стилистическими ходами. Ради «успеха» штампуются порнографические фанфики и псевдопатриотические боевики. Если целевая аудитория плюнула и обругала, книга автоматически перекидывается в другую целевую аудиторию. Скажем, «фэнтези» перекидывается в «любовный роман», хотя фанфик, который швыряют туда-сюда – ни то и ни другое. Совсем уж непригодные ни на что жуткие опусы называют «литературой для подростков», подразумевая, что подростки могут жрать любую дрянь, им всё равно. Тени великолепных писателей, уважавших своих самых юных читателей и особенно тщательно работавших над книгами для маленьких – умываются слезами на другом берегу Стикса.
Дело, я подозреваю, в основном, в том, что писуны вместе с издателями дружно считают, что «публика – дура». Целевая аудитория громадного большинства писанины, соответственно – петые дураки. Но это не слишком удачный выбор. Во-первых, дураков меньше, чем считают писуны и их кураторы. Во-вторых, дураки предпочитают книгам телевизор. В-третьих, дураки, конечно, упрямы и агрессивны, но непостоянны. Вот толпа дураков считает кумиром Васю Пупкина, который тут же воображает себя новым классиком – а вот Ваня Пипкин предложил новую фигню, которая привлекает внимание, и на волне уже он, а Пупкин прочно забыт. Писанину для дураков впору издавать в рулонах – всё равно её прочтут и используют, к тому же тогда целевая аудитория писанины расширится до идеальной. О долгой жизни для дешёвых пописулек думать не приходится.
Тот, кто хочет бросить бутылку со своей запиской в тот океан, что называется временем – видимо, должен наплевать на «успех», «лайки» и «рейтинг» и вдумчиво выбрать себе аудиторию, состоящую не из дураков. Уважение к читателю – забытая вещь, которую хорошо бы, наконец, вспомнить.
@темы:
писательское
И, как всегда у Далина, за деревом не видно леса - не тот классик, кто словами играет, а тот, кто новое, никогда не бывалое до него или нее написать смог для своей литературы, которая у каждого народа разная и классики поэтому разные во всем мире.
А насчет того, что неизвестно, какой читатель будет - святая истина. Вот напишешь роман для романтически настроенных юных девиц, а потом вочи на лоб лезут, когда суровые мужики рассказывают, как им роман по сердцу пришелся)) неожиданно все.
Я, конечно, так играть словами не умею, не тот тип личности, но пару тезисов по поводу обучения на стрелка-словами (так сказал персонаж Кинга про писателя) могу набросать,если вы не против.
Во-первых, надо хотя бы знать матчасть в плане того, что такое фабула, тема, сюжет и плагиат. Хоть не оконфузишься лишний раз. Знание про архетипы тоже сгодится.Кинг с "Как писать книги" тоже не лишний
Во-вторых, четко знать, какая фунция у персонажа в произведении и следовать ей до конца.Да, даже если персонаж погибнет или покалечится. Функция, значит, такая. Не надо их жалеть на том основании, что они живые.
В третьих, автор должен знать, как все закончить. Не знает - не надо начинать, сначала надо закончить, а потом начать.
В четвертых - авторитет роли не играет. Посмотреть - пожно, а подражать не нужно, неопытный автор и так подражает в силу неопыттности своей.
Персонажей убивать не люблю, хотя иной раз и приходится, а без хотя бы туманного представления, чем все закончится, я и писать не сажусь. Правда, в процессе сюжет могет свернуть не туда, или второстепенные герои полезут в первостепенные))) поэтому лучше сразу полагать, что роман у меня не линейный, а героев не одна штука и не две, чтоб можно было концы с концами увязывать)))