17.05.2014 в 16:35
Пишет Шолль:Сборник у нас вышел зимой
А я вспомнила, что хотела выложить статью.
В общем, это... Автор, не бейте меня сильно, пожалуйста!
Фантастическая реальность Нижнего Новгорода в рассказах Натальи Резановой.
читать дальшеВ современной фантастической литературе Нижний Новгород как объект изображения и место действия используется в произведениях нескольких авторов: Андрея Плеханова («Слепое пятно»), Елены Грушко («Последнее лето», «Несбывшаяся весна»), Натальи Резановой.
Наталья Владимировна Резанова (1959) – одна из немногих нижегородских писателей-фантастов, отражающих в своих произведениях пересозданную реальность родного города. Н.В. Резанова окончила историко-филологический факультет Горьковского университета, профессиональный редактор, работает в издательстве «Деком». Она входит в авторский коллектив вышедших в этом издательстве книг: «Нижний Новгород в объективе века» (2008) и «Нижний Новгород. Путеводитель» (выпускался в 2007 и 2009 годах). Наталья Резанова публикует свои произведения в отечественных и зарубежных издательствах с начала 1990-х годов, является автором нескольких циклов фантастических романов и рассказов, сборника повестей «Розы тени», которые представляют собой постмодернистскую игру на шекспировскую тему. Фантастическому Нижнему у неё посвящен ряд рассказов, опубликованных в различных сборниках и журнале «Если» в 2005-2010 годах. Среди них: «Юбилей», «Посетите город Горький», «Самый длинный день», вошедшие в авторский сборник «Явление хозяев» (2005), рассказ «Печальный остров» (журнал «Если» №12, 2007), «Ключ без дверей» («Если», №4, 2009), «Крутые парни ездят на трамваях» («Если, №11, 2009, сборник «Русская фантастика-2010). Сборник «Явление хозяев» в 2006 году получил международную премию «Портал-2006», ежегодно вручающуюся в Киеве, и две номинации на отечественные литературные премии: «Бронзовая улитка» (премия Б.Н.Стругацкого), «Интерпресскон». Рассказы, публиковавшиеся в журнале «Если», по словам автора, представляют собой фрагменты более крупного произведения – романа «Итиль-город», который на данный момент готовится к публикации в украинском издательстве «Шико».
В основном фантастические рассказы Натальи Резановой, действие которых разворачивается в Нижнем Новгороде, можно отнести к «альтернативной истории» – жанровой разновидности научной фантастики, изображающей вымышленный мир, в котором привычные и знакомые читателю исторические события пошли другим путём либо не произошли вовсе. Внимание автора сосредотачивается на последствиях такой вероятной «исторической развилки», на том, каким образом могли развиваться события в дальнейшем. Сборник «Явление хозяев», центральным произведением которого является одноименная повесть, посвящен таким альтернативным историям, происходящим в разные эпохи – от III века нашей эры до современности. Некоторые рассказы, такие как «Дело процентщика-убийцы» представляют собой своеобразную литературную игру, в которой читателям предлагается иная версия всем известного произведения – в данном случае романа Достоевского «Преступление и наказание».
Рассказ «Юбилей» построен в форме переписки по электронной почте между Михаилом Гурьевичем Погуляевым, депутатом городской Думы и Артемием Николаевичем Бугровым, владельцем «Корпорации Бугров», якобы происходящей в 1997 году. Персонажи ведут разговор о праздновании юбилея нижегородского ополчения 1612 года и восьмидесятилетия российской конституции, в честь чего они хотят устроить перенос памятника Минину и Пожарскому из Москвы в Нижний, на площадь перед Спасо-Преображенским собором, но сталкиваются с противодействием чиновников и «генерала Поляницына, губернатора первопрестольной».
Из переписки постепенно становится ясно, что октябрьской революции в мире альтернативной истории рассказа не произошло, а «Государь Николай Александрович… в предпоследний год жизни свой, 1917, решился дать империи конституцию» [1]. Однако, несмотря ни на что, отдельные события истории и черты российского общества остались неизменными: памятник перенесен в Нижний Новгород благодаря честолюбию князя Анджапаридзе, скульптора-любителя, который хочет видеть на месте скульптуры Мартоса свое творение, но в срок памятник так и не был доставлен в Нижний Новгород.
Рассказ «Посетите город Горький» представляет собой стилизацию под публицистическую статью неизвестного автора о писателе Максиме Горьком, который в альтернативно-историческом мире скончался в 1936 году в Палестине и был похоронен на иерусалимском кладбище. На родине творчество писателя было запрещено, его произведения изымались из библиотек. «Только после войны имя Горького – «эмигранта», «невозвращенца», «предателя» и «антисоветчика» стало появляться в узкоспециальных изданиях и при этом всегда обливалось грязью. Помимо вышеперечисленных политических ярлыков Горького обвиняли в чем угодно – от пропаганды ницшеанства и воспевания люмпен-пролетариата до «разнузданной порнографии» (в применении к юношеской поэме «Девушка и смерть», слабой, но с точки зрения морали совершенно безобидной)» [2]. В рассказе Резановой судьба писателя и его произведений переворачивается с ног на голову, показывая, как относительна и зависима от политики популярность автора. Далее читатель узнает, что в 1953 году в Израиле в честь Максима Горького был назван город. В финале рассказчик выражает надежду на то, что между городами Горьким и Нижним Новгородом будут установлены партнерские отношения, и они станут городами-побратимами.
Ироническое осмысление отечественной истории в этих рассказах контрастирует с мрачной антиутопической реальностью, описанной в «Самом длинном дне». В мире рассказа существуют самолеты, банки, СМИ, но общество в страхе перед экологической катастрофой обратилось к язычеству. Там справляются языческие праздники – самый длинный день и самая длинная ночь в году, на которые все жители города в репродуктивном возрасте должны являться в обязательном порядке. В финале Виринея – героиня, от лица которой идет повествование – пытается размышлять, почему мир стал именно таким: «С чего всё началось? С закрытия границ, с Акта об Отъединении? Слово-то какое… Как там в учебнике… «Отъединение не есть отделение, но альтернатива объединению. Мы едины и самодостаточны». Никто ведь поначалу в это не верил. Они были маленькой партией. И, хотя благородным идеям борьбы с загрязнением земли, воды и воздуха все сочувствовали, никто вроде бы их всерьез не воспринимал. А потом вдруг оказалось, что их поддерживают все. Конечно, в те времена и речи не было об оргиях плодородия, куда гоняют в принудительном порядке, ни уверения, что на землю должна пролиться кровь… только радовались очищению…» [3].
В этом рассказе Нижний Новгород как место действия не называется прямо, но, тем не менее, обозначен четко с помощью топонимов: Варварка, Покровская, Благовещенская площадь (пл. Минина), кремль, откос. На месте Благовещенского собора, как и в реальной действительности, находится фонтан, но вот в «Правом саду» вместо памятника К.Минину стоит монумент Акту об Отъединении. Основным местом действия «Самого длинного дня» является откос, там проводится языческий праздник, в котором обязаны участвовать граждане, предаваясь любым излишествам плоти. «Ночь плыла в треске огня, криках, визге и хохоте. Оркестранты давно разбрелись. С откоса спустили огненные колеса, и народ потянулся туда. Откос от самого подножья крепостных стен зарос лесом, старым, может быть, вековечным, и основное действо переместилось туда» [4].
Еще одно отличие фантастического Нижнего от реального города – заросший лесом откос, превратившийся в лес, который подступает к крепостной стене. Экологическая антиутопия, возникшая из языческого почитания природы, реализуется в тексте в первую очередь на уровне художественного пространства: упорядоченное пространство города сужается, его подавляет изначальный природный хаос, отраженный в образе леса. Башни Кремля отбрасывают «чернильную тень», которая скрывает происходящее на откосе.
Другой фантастический Нижний отражается в рассказах Н. Резановой «Печальный остров», «Ключ без дверей», «Вдоль границы снов», опубликованных в журнале «Если». Действие этих рассказов разворачивается в Итиль-городе, в котором опознается несколько измененный Нижний Новгород: две части – Гора и Заречная, Нижняя набережная, понтонный (плашкоутный) мост, памятник Красным Матросам, Итильгородский кремль, Ярмарочная площадь. Кроме того, в рассказах отражаются современные, но памятные жителям Нижнего Новгорода события, такие, например, как серия поджогов аварийных зданий – архитектурных памятников – в центре города. Центральными персонажами рассказов являются сотрудники газеты «Итильская неделя», а основой сюжета – странные события, которые с ними происходят.
Реальный облик Нижнего Новгорода в этих рассказах трансформируется в иной, фантастический. Так, например, в Печальном острове можно увидеть черты сразу двух островов – на Волге и на Оке, находящихся в городской черте, а памятник Красным Матросам располагается в сквере «Место было приметное, единственный окультуренный сквер вблизи Нижней набережной, этакий оазис посреди четырех оживленных трасс» [5], улица, по которой любят гулять горожане, носит название «Преображенка», а не Большая Покровская.
Итиль-город у Н. Резановой представляет собой пространство, из которого возможен выход в иные миры, в иные реальности, которые могут создавать сами герои, как в рассказе «Ключ без дверей». Для того, чтобы попасть в тот мир, в котором человеку хотелось бы жить, надо идти вместе с Проводником по городу и, подчиняясь наитию, свернуть в одну из подворотен, в арку, из которой открывается путь. Ключ без дверей – это одна из героинь рассказа, Рихеза, которая может служить проводником в иные миры, но не может сама их создавать, поэтому и ищет создателей миров в Итиль-городе. Но, чтобы создать вымышленный мир, человек должен переживать одиночество и неудовлетворенность жизнью, вплоть до желания умереть. Когда в «реальном» мире ему становится лучше, он находит друга или любовь, Рихеза – ангел-посредник, больше не может к нему прийти, мир «выталкивает» её.
Время действия в этом рассказе, как и в других – лето, жаркое и душное, в дыму пожаров. Осенью, вместе с прохладой, к героям приходит отрезвление, они перестают верить в возможность существования вымышленных миров. Рихеза же объясняет причины того, что не может появиться в Итиль-городе в это время так: «Потому что вашей осенью координаты смещаются. И я не могу приходить» [6]. Автор оставляет читателя в состоянии между верой и неверием: так до конца и не ясно, является ли ангел-проводник между мирами плодом воображения героев или у них действительно была возможность на время уходить в другие миры.
С помощью сна в иной мир из Итиль-города переносится и Марина Сколотова, программист, работающий в газете «Итильская неделя». Ей, как и другим героям рассказов Резановой, скучно в обыденной реальности и она постепенно всё больше уходит в мир своих снов. В момент, когда ее ипостась в ином мире умирает, погибает и Марина.
Итильгородские рассказы Резановой могут быть отнесены к еще одной разновидности современной фантастической литературы – так называемому «городскому» фэнтези, непременным элементом которой является образ современного города. Действие в нём разворачивается на фоне обыденного, привычного, упорядоченного городского пространства, внутри которого обнаруживается «темная» сторона, фантастическая изнанка, позволяющая вводить самые разнородные фантастические элементы и усложнять хронотоп.
«Печальный остров» – рассказ, в котором не происходит перемещения в иной мир, здесь автор использует прием «альтернативной истории»: в реальности рассказа уровень Волги был поднят до отметки 68 метров и Печальный остров – любимое место отдыха горожан – был затоплен. Спустя какое-то время Итиль-город переживает нашествие необычных, странных животных, почти чудовищ. Этим интересуется журналист «Итильской недели» Слава Замятнин и начинает журналистское расследование. Однако всем загадочным событиям в рассказе дается вполне рациональное, «научное» объяснение. На острове отдыхающие забыли или потеряли домашних любимцев, а под воздействием химических соединений в водах реки у них начались мутации. Когда же остров был затоплен, животные перебрались в город.
Итак, в рассказах об Итиль-городе Натальи Резановой создается сложное, многослойное художественное пространство: во-первых, это Итиль-город, связанный с образом реального города, сохраняющий отдельные ключевые, опознаваемые черты Нижнего Новгорода и, одновременно, отличающийся от него по своей топографии, истории; во-вторых, это стоящие за ним иные миры, обладающие большей степенью художественной условности, причем в рассказах обнаруживается несколько вариантов фантастической реальности. Итиль-город – это своеобразная точка, где соприкасаются «фантастическое» и «реальное», граница миров, откуда возможен выход в любую вселенную, рубеж между упорядоченным миром и хаосом. Люди, герои рассказов, живущие в этой точке и обладающие достаточной степенью чувствительности, не могут не замечать вторжения иного и рассматривают его как естественную часть городского пространства. Можно отметить, что Итиль-город – один из целостных образов фантастического Нижнего в современной фантастике, художественное пространство, организующее сюжет произведения.
Наталья Резанова на сегодняшний день является одним из немногих современных авторов, использующих городской текст Нижнего Новгорода в своих произведениях и создающих его целостный образ. Он редко предстает в рассказах писательницы как светлый и праздничный город. Автор в своем блоге часто определяет рассказы, местом действия которых является Нижний Новгород, как «провинциальную готику» или «провинциальный хоррор». Среди черт, определяющих образ Нижнего в её рассказах, можно выделить антиутопичность и фантасмагоричность городского пространства. Но основным элементом художественного пространства в рассказах Резановой, на наш взгляд, является повторяющийся образ границы между упорядоченным миром и хаосом, обыденной и фантастической реальностью, прошлым и будущим, отражающийся как в текстах, так и в названиях произведений.
1. Наталья Резанова. Юбилей. // Наталья Резанова. Явление хозяев. – М.: «Форум», 2005 – С.175.
2. Наталья Резанова. Посетите город Горький. Наталья Резанова. Явление хозяев. – М.: «Форум», 2005 – С.184.
3. Наталья Резанова. Самый длинный день. // Наталья Резанова. Явление хозяев. – М.: «Форум», 2005 – С.192.
4. Там же, С. 191.
5. Наталья Резанова. Печальный остров. // «Если», №12, 2007. – С.8.
6. Наталья Резанова. Ключ без дверей. // «Если», № 4, 2009. – С.91.
URL записиА я вспомнила, что хотела выложить статью.
В общем, это... Автор, не бейте меня сильно, пожалуйста!

Фантастическая реальность Нижнего Новгорода в рассказах Натальи Резановой.
читать дальшеВ современной фантастической литературе Нижний Новгород как объект изображения и место действия используется в произведениях нескольких авторов: Андрея Плеханова («Слепое пятно»), Елены Грушко («Последнее лето», «Несбывшаяся весна»), Натальи Резановой.
Наталья Владимировна Резанова (1959) – одна из немногих нижегородских писателей-фантастов, отражающих в своих произведениях пересозданную реальность родного города. Н.В. Резанова окончила историко-филологический факультет Горьковского университета, профессиональный редактор, работает в издательстве «Деком». Она входит в авторский коллектив вышедших в этом издательстве книг: «Нижний Новгород в объективе века» (2008) и «Нижний Новгород. Путеводитель» (выпускался в 2007 и 2009 годах). Наталья Резанова публикует свои произведения в отечественных и зарубежных издательствах с начала 1990-х годов, является автором нескольких циклов фантастических романов и рассказов, сборника повестей «Розы тени», которые представляют собой постмодернистскую игру на шекспировскую тему. Фантастическому Нижнему у неё посвящен ряд рассказов, опубликованных в различных сборниках и журнале «Если» в 2005-2010 годах. Среди них: «Юбилей», «Посетите город Горький», «Самый длинный день», вошедшие в авторский сборник «Явление хозяев» (2005), рассказ «Печальный остров» (журнал «Если» №12, 2007), «Ключ без дверей» («Если», №4, 2009), «Крутые парни ездят на трамваях» («Если, №11, 2009, сборник «Русская фантастика-2010). Сборник «Явление хозяев» в 2006 году получил международную премию «Портал-2006», ежегодно вручающуюся в Киеве, и две номинации на отечественные литературные премии: «Бронзовая улитка» (премия Б.Н.Стругацкого), «Интерпресскон». Рассказы, публиковавшиеся в журнале «Если», по словам автора, представляют собой фрагменты более крупного произведения – романа «Итиль-город», который на данный момент готовится к публикации в украинском издательстве «Шико».
В основном фантастические рассказы Натальи Резановой, действие которых разворачивается в Нижнем Новгороде, можно отнести к «альтернативной истории» – жанровой разновидности научной фантастики, изображающей вымышленный мир, в котором привычные и знакомые читателю исторические события пошли другим путём либо не произошли вовсе. Внимание автора сосредотачивается на последствиях такой вероятной «исторической развилки», на том, каким образом могли развиваться события в дальнейшем. Сборник «Явление хозяев», центральным произведением которого является одноименная повесть, посвящен таким альтернативным историям, происходящим в разные эпохи – от III века нашей эры до современности. Некоторые рассказы, такие как «Дело процентщика-убийцы» представляют собой своеобразную литературную игру, в которой читателям предлагается иная версия всем известного произведения – в данном случае романа Достоевского «Преступление и наказание».
Рассказ «Юбилей» построен в форме переписки по электронной почте между Михаилом Гурьевичем Погуляевым, депутатом городской Думы и Артемием Николаевичем Бугровым, владельцем «Корпорации Бугров», якобы происходящей в 1997 году. Персонажи ведут разговор о праздновании юбилея нижегородского ополчения 1612 года и восьмидесятилетия российской конституции, в честь чего они хотят устроить перенос памятника Минину и Пожарскому из Москвы в Нижний, на площадь перед Спасо-Преображенским собором, но сталкиваются с противодействием чиновников и «генерала Поляницына, губернатора первопрестольной».
Из переписки постепенно становится ясно, что октябрьской революции в мире альтернативной истории рассказа не произошло, а «Государь Николай Александрович… в предпоследний год жизни свой, 1917, решился дать империи конституцию» [1]. Однако, несмотря ни на что, отдельные события истории и черты российского общества остались неизменными: памятник перенесен в Нижний Новгород благодаря честолюбию князя Анджапаридзе, скульптора-любителя, который хочет видеть на месте скульптуры Мартоса свое творение, но в срок памятник так и не был доставлен в Нижний Новгород.
Рассказ «Посетите город Горький» представляет собой стилизацию под публицистическую статью неизвестного автора о писателе Максиме Горьком, который в альтернативно-историческом мире скончался в 1936 году в Палестине и был похоронен на иерусалимском кладбище. На родине творчество писателя было запрещено, его произведения изымались из библиотек. «Только после войны имя Горького – «эмигранта», «невозвращенца», «предателя» и «антисоветчика» стало появляться в узкоспециальных изданиях и при этом всегда обливалось грязью. Помимо вышеперечисленных политических ярлыков Горького обвиняли в чем угодно – от пропаганды ницшеанства и воспевания люмпен-пролетариата до «разнузданной порнографии» (в применении к юношеской поэме «Девушка и смерть», слабой, но с точки зрения морали совершенно безобидной)» [2]. В рассказе Резановой судьба писателя и его произведений переворачивается с ног на голову, показывая, как относительна и зависима от политики популярность автора. Далее читатель узнает, что в 1953 году в Израиле в честь Максима Горького был назван город. В финале рассказчик выражает надежду на то, что между городами Горьким и Нижним Новгородом будут установлены партнерские отношения, и они станут городами-побратимами.
Ироническое осмысление отечественной истории в этих рассказах контрастирует с мрачной антиутопической реальностью, описанной в «Самом длинном дне». В мире рассказа существуют самолеты, банки, СМИ, но общество в страхе перед экологической катастрофой обратилось к язычеству. Там справляются языческие праздники – самый длинный день и самая длинная ночь в году, на которые все жители города в репродуктивном возрасте должны являться в обязательном порядке. В финале Виринея – героиня, от лица которой идет повествование – пытается размышлять, почему мир стал именно таким: «С чего всё началось? С закрытия границ, с Акта об Отъединении? Слово-то какое… Как там в учебнике… «Отъединение не есть отделение, но альтернатива объединению. Мы едины и самодостаточны». Никто ведь поначалу в это не верил. Они были маленькой партией. И, хотя благородным идеям борьбы с загрязнением земли, воды и воздуха все сочувствовали, никто вроде бы их всерьез не воспринимал. А потом вдруг оказалось, что их поддерживают все. Конечно, в те времена и речи не было об оргиях плодородия, куда гоняют в принудительном порядке, ни уверения, что на землю должна пролиться кровь… только радовались очищению…» [3].
В этом рассказе Нижний Новгород как место действия не называется прямо, но, тем не менее, обозначен четко с помощью топонимов: Варварка, Покровская, Благовещенская площадь (пл. Минина), кремль, откос. На месте Благовещенского собора, как и в реальной действительности, находится фонтан, но вот в «Правом саду» вместо памятника К.Минину стоит монумент Акту об Отъединении. Основным местом действия «Самого длинного дня» является откос, там проводится языческий праздник, в котором обязаны участвовать граждане, предаваясь любым излишествам плоти. «Ночь плыла в треске огня, криках, визге и хохоте. Оркестранты давно разбрелись. С откоса спустили огненные колеса, и народ потянулся туда. Откос от самого подножья крепостных стен зарос лесом, старым, может быть, вековечным, и основное действо переместилось туда» [4].
Еще одно отличие фантастического Нижнего от реального города – заросший лесом откос, превратившийся в лес, который подступает к крепостной стене. Экологическая антиутопия, возникшая из языческого почитания природы, реализуется в тексте в первую очередь на уровне художественного пространства: упорядоченное пространство города сужается, его подавляет изначальный природный хаос, отраженный в образе леса. Башни Кремля отбрасывают «чернильную тень», которая скрывает происходящее на откосе.
Другой фантастический Нижний отражается в рассказах Н. Резановой «Печальный остров», «Ключ без дверей», «Вдоль границы снов», опубликованных в журнале «Если». Действие этих рассказов разворачивается в Итиль-городе, в котором опознается несколько измененный Нижний Новгород: две части – Гора и Заречная, Нижняя набережная, понтонный (плашкоутный) мост, памятник Красным Матросам, Итильгородский кремль, Ярмарочная площадь. Кроме того, в рассказах отражаются современные, но памятные жителям Нижнего Новгорода события, такие, например, как серия поджогов аварийных зданий – архитектурных памятников – в центре города. Центральными персонажами рассказов являются сотрудники газеты «Итильская неделя», а основой сюжета – странные события, которые с ними происходят.
Реальный облик Нижнего Новгорода в этих рассказах трансформируется в иной, фантастический. Так, например, в Печальном острове можно увидеть черты сразу двух островов – на Волге и на Оке, находящихся в городской черте, а памятник Красным Матросам располагается в сквере «Место было приметное, единственный окультуренный сквер вблизи Нижней набережной, этакий оазис посреди четырех оживленных трасс» [5], улица, по которой любят гулять горожане, носит название «Преображенка», а не Большая Покровская.
Итиль-город у Н. Резановой представляет собой пространство, из которого возможен выход в иные миры, в иные реальности, которые могут создавать сами герои, как в рассказе «Ключ без дверей». Для того, чтобы попасть в тот мир, в котором человеку хотелось бы жить, надо идти вместе с Проводником по городу и, подчиняясь наитию, свернуть в одну из подворотен, в арку, из которой открывается путь. Ключ без дверей – это одна из героинь рассказа, Рихеза, которая может служить проводником в иные миры, но не может сама их создавать, поэтому и ищет создателей миров в Итиль-городе. Но, чтобы создать вымышленный мир, человек должен переживать одиночество и неудовлетворенность жизнью, вплоть до желания умереть. Когда в «реальном» мире ему становится лучше, он находит друга или любовь, Рихеза – ангел-посредник, больше не может к нему прийти, мир «выталкивает» её.
Время действия в этом рассказе, как и в других – лето, жаркое и душное, в дыму пожаров. Осенью, вместе с прохладой, к героям приходит отрезвление, они перестают верить в возможность существования вымышленных миров. Рихеза же объясняет причины того, что не может появиться в Итиль-городе в это время так: «Потому что вашей осенью координаты смещаются. И я не могу приходить» [6]. Автор оставляет читателя в состоянии между верой и неверием: так до конца и не ясно, является ли ангел-проводник между мирами плодом воображения героев или у них действительно была возможность на время уходить в другие миры.
С помощью сна в иной мир из Итиль-города переносится и Марина Сколотова, программист, работающий в газете «Итильская неделя». Ей, как и другим героям рассказов Резановой, скучно в обыденной реальности и она постепенно всё больше уходит в мир своих снов. В момент, когда ее ипостась в ином мире умирает, погибает и Марина.
Итильгородские рассказы Резановой могут быть отнесены к еще одной разновидности современной фантастической литературы – так называемому «городскому» фэнтези, непременным элементом которой является образ современного города. Действие в нём разворачивается на фоне обыденного, привычного, упорядоченного городского пространства, внутри которого обнаруживается «темная» сторона, фантастическая изнанка, позволяющая вводить самые разнородные фантастические элементы и усложнять хронотоп.
«Печальный остров» – рассказ, в котором не происходит перемещения в иной мир, здесь автор использует прием «альтернативной истории»: в реальности рассказа уровень Волги был поднят до отметки 68 метров и Печальный остров – любимое место отдыха горожан – был затоплен. Спустя какое-то время Итиль-город переживает нашествие необычных, странных животных, почти чудовищ. Этим интересуется журналист «Итильской недели» Слава Замятнин и начинает журналистское расследование. Однако всем загадочным событиям в рассказе дается вполне рациональное, «научное» объяснение. На острове отдыхающие забыли или потеряли домашних любимцев, а под воздействием химических соединений в водах реки у них начались мутации. Когда же остров был затоплен, животные перебрались в город.
Итак, в рассказах об Итиль-городе Натальи Резановой создается сложное, многослойное художественное пространство: во-первых, это Итиль-город, связанный с образом реального города, сохраняющий отдельные ключевые, опознаваемые черты Нижнего Новгорода и, одновременно, отличающийся от него по своей топографии, истории; во-вторых, это стоящие за ним иные миры, обладающие большей степенью художественной условности, причем в рассказах обнаруживается несколько вариантов фантастической реальности. Итиль-город – это своеобразная точка, где соприкасаются «фантастическое» и «реальное», граница миров, откуда возможен выход в любую вселенную, рубеж между упорядоченным миром и хаосом. Люди, герои рассказов, живущие в этой точке и обладающие достаточной степенью чувствительности, не могут не замечать вторжения иного и рассматривают его как естественную часть городского пространства. Можно отметить, что Итиль-город – один из целостных образов фантастического Нижнего в современной фантастике, художественное пространство, организующее сюжет произведения.
Наталья Резанова на сегодняшний день является одним из немногих современных авторов, использующих городской текст Нижнего Новгорода в своих произведениях и создающих его целостный образ. Он редко предстает в рассказах писательницы как светлый и праздничный город. Автор в своем блоге часто определяет рассказы, местом действия которых является Нижний Новгород, как «провинциальную готику» или «провинциальный хоррор». Среди черт, определяющих образ Нижнего в её рассказах, можно выделить антиутопичность и фантасмагоричность городского пространства. Но основным элементом художественного пространства в рассказах Резановой, на наш взгляд, является повторяющийся образ границы между упорядоченным миром и хаосом, обыденной и фантастической реальностью, прошлым и будущим, отражающийся как в текстах, так и в названиях произведений.
1. Наталья Резанова. Юбилей. // Наталья Резанова. Явление хозяев. – М.: «Форум», 2005 – С.175.
2. Наталья Резанова. Посетите город Горький. Наталья Резанова. Явление хозяев. – М.: «Форум», 2005 – С.184.
3. Наталья Резанова. Самый длинный день. // Наталья Резанова. Явление хозяев. – М.: «Форум», 2005 – С.192.
4. Там же, С. 191.
5. Наталья Резанова. Печальный остров. // «Если», №12, 2007. – С.8.
6. Наталья Резанова. Ключ без дверей. // «Если», № 4, 2009. – С.91.
@темы: книги