09:08

Что будет после фантастики. О развитии художественных методов

Я уже не раз говорил: фантастика (хоть научная, хоть сказочная) — не жанр, а художественный метод. То есть метод оценки и понимания происходящего в мире средствами искусства.

Кратко напомню, каковы предыдущие художественные методы.

Классицизм, практически сошедший со сцены уже к началу XIX века, оценивал события с точки зрения некоего идеала. Идеал, как правило, брался из прошлых времён — отсюда и название «классицизм», то есть следование классическим образцам. Соответственно жизнь оценивалась по тому, близка она авторскому идеалу или далека от него, в чём именно близка и в чём далека. Самое известное (чуть ли не единственное оставшееся в школьной программе) большое русское произведение этого жанра — «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина. Но и сентиментализм, иной раз выделяемый в отдельный художественный метод (у нас в нём особо отличился Николай Михайлович Карамзин), по сути отличается от классицизма только упором на сопоставление идеала с реальностью не по разумной оценке, а по ощущению.

Романтизм, пришедший на смену классицизму в XVIII веке и продержавшийся примерно до середины XIX — рассмотрение поведения людей с крайними особенностями личности — не важно, физическими или духовными — и/или в крайних обстоятельствах. У нас сейчас из романтиков более всего памятен Виктор Мари Жозеф-Леопольд-Сигибертович Юго (Гюго). В известнейших его произведениях действуют калеки и уроды (вроде Квазимодо, искалеченного детской травмой, или Человека, который смеётся, сознательно изуродованного опять же в детстве для деятельности в качестве клоуна) или люди, героически преодолевающие немыслимые препятствия (в романе «Труженики моря» герой в одиночку спасает важнейшую и ценнейшую по тому времени часть судна, намертво застрявшего на камнях — паровой двигатель весом несколько тонн).

Реализм, пришедший на смену романтизму и популярный по сей день, старается как можно точнее воспроизвести картину жизни — в надежде на то, что взгляд на эту картину позволит сам по себе установить какие-то важные закономерности или дать рекомендации.

читать дальше
www.odnako.org/blogs/chto-budet-posle-fantastik...

@темы: писательское

Комментарии
07.06.2014 в 10:07

Odi et amo. Quare id faciam?
Даааа... Методы... Интересно, какого лохматого года он взял школьный учебник по литературе? Продемонстрировал свое невежество, но выводы сделать - это святое.
07.06.2014 в 10:09

Шолль, а то. могет быть даже и не учебник взял, а так, одним махом все взял и сам охарактеризовал. Огулом.
07.06.2014 в 11:35

Ой, какое няшное ня! )))
И где ты только такое выискиваешь? )))
07.06.2014 в 11:38

Ela, а само как-то в очи лезет, ничего и искать специально не надо)
15.06.2014 в 00:23

попереду - холодна могила, а позаду - вороги лежать
Ой мать моя анархия! Это вообще что было? Он что не понимает, что любая литература, которая не учебно-документальная, имеет такое интересное название как "художественная"? И методы тут абсолютно не при чем. И, простите, что такое "познавательная сила фантастики"? Я что, буду разводить королей-пустынников по методике из одноименного рассказа Мартина? Или джантировать стану, как у Бестера?
И либо автор может рассказать историю, либо нет. Методы значения не имеют, даже среди соцреализма есть "Ватага" Шишкова.