12:24

Манеры, 1720 год
Адам Петри
Священнику обладавший досугом, поскольку у него долго не было прихода, Адам Петри составил сборник правил поведения для юношества. Сам он применительно к благопристойному поведению полагал у что «искусство исправляет дурное и помогает довести до совершенства благое, и без него человек непременно бы опустился». Петри относился к манерам весьма серьезно и полагал, как следует из приводимого ниже отрывка, что они могут спасти жизнь — или погубить.

Если некто ночует в поле, не следует к нему приближаться, разве что он ваш знакомый, иначе вас могут заподозрить в том, что вы рылись в его карманах. Если вы проходите мимо того, кто справляет нужду, следует отвернуться и сделать вид, будто вы ничего не заметили. А если удастся пройти иной дорогой, это будет лучше всего.
Если вам предстоит поездка в экипаже, пропустите вперед более знатных, а когда войдете, займите наихудшее место… Если вы собираетесь путешествовать верхом, пусть сначала сядут в седло те, кто знатнее, а те, кто менее знатен, должны спешиваться первыми, чтобы оказать при необходимости помощь.
В пути держитесь чуть позади тех, кто знатнее; если же вы окажетесь ровней по положению, тогда поезжайте слева, а если в компании трое, тогда позвольте тому, кто более знатен или уважаем, ехать справа. Если предстоит пересекать реку и может возникнуть опасность, поезжайте первым, а после держитесь позади, чтобы не запачкать более знатного.
Подобает не слишком засиживаться с дамами и уходить вскоре после того, как путешествие завершилось — или когда они собираются в путь. Непозволительно, чтобы они ехали чересчур долго и чтобы оставались в одиночестве; и если по пути не встретится никаких домов, тогда следует подыскать место, где они могли бы отдалиться от остальных, ощутив зов природы; прибавлю еще, что о таком говорить вслух не следует, чтобы дамы не краснели. Необходимо использовать такие слова: «Давайте дадим лошадям немного передохнуть» и тому подобные. Я слыхал об одной скромной даме, каковая, путешествуя с человеком невоспитанным, лишилась чувств и жизни…
Не нюхайте то, что собираетесь есть или пить, и весьма грубо принюхиваться к тому, что ест или пьет другой…
Если справятся, что вы предпочитаете, следует отвечать: «На ваш вкус». Если за столом присутствуют дамы, следует предложить им отведать от каждого блюда. Если дама в положении желает чего-либо, нужно потакать ее прихотям (конечно, не чрезмерно), ибо такова природа сего состояния…
Не стучите ножом или вилкой. Весьма грубо чавкать за столом.
Не ломайте хлеб на кусочки, равно как и фрукты и тому подобное, но аккуратно нарезайте. Нож держать в руке все время вовсе не обязательно.
Непристойно набивать рот, ибо таковое поведение более пристало зверю, нежели человеку.
Не подносите обе руки ко рту одновременно. Ничего не бросайте на пол, это невежливо и выдает мужлана…
Не следует очищать яйцо от скорлупы пальцами, это надлежит делать ножом. Также можно очистить яйцо от скорлупы хлебом.
Не облизывайте пальцы и не пачкайте салфетку.
Если вам необходимо высморкаться или отереть пот с лица, заслонитесь салфеткой от компании и постарайтесь произвести как можно меньше шума. Используйте носовой платок. Высмаркиваться в салфетку или вытирать ею пот совершенно непристойно…
Вытрите рот, прежде чем пить, а когда пьете, задержите дыхание, пока стакан не опустеет. Я видел, как некоторые крошат в напитки хлеб, что, несомненно, не подобает делать в компании, каковая будет пить из того же стакана.
Недостойно в церкви вертеть головой и оглядываться. Это признак беспокойного ума. Также не следует принимать нескромных поз.
Грубо смеяться, спать или перешептываться с кем-либо во время святого таинства или проповеди.
Грубо приходить в церковь в яркой одежде. Скромный наряд наиболее подобает храму Божьему. Я говорю не о том, что люди должны одеваться согласно своему достоинству и положению, но о том, что не следует надевать платье с открытыми плечами или с вырезом или нечто, столь же непристойное.
Невежливо искать недостатки в проповеди и насмехаться над священником. Это не есть признак благочестия или остроумия.

lib.rus.ec/b/435454/read#t138

@темы: этикет и титулы

Комментарии
01.10.2014 в 12:33

Весьма дельные советы, но как очистить яйцо от скорлупы хлебом?))
01.10.2014 в 12:45

amhran, вот я над этим вопросом тоже зависла)
01.10.2014 в 13:21

amhran, Шано, похоже, имелось в виду в ситуации, когда скорлупа плохо отстает - не снимать ее кусочки пальцами, а делать это при посредстве ножа или кусочка хлеба)
01.10.2014 в 13:43

Звездный Кот, да, но хлеб мягкий, им разве что крошки скорлупы с яйца счистишь. Или там у них к столу сухари подавали? Сухарем можно было бы скорлупу счистить.
01.10.2014 в 14:15

Шано, да, все равно что-то непонятное получается. Видимо, это был уже перебор с манерами - что с ножом, что с хлебом, и не прижилось)) Погуглил, везде по этикету скорлупу снимают просто пальцами.
01.10.2014 в 14:45

Звездный Кот, и вправду перебор)) Тем более, даже если мелкие кусочки можно чем-то счистить, основную часть скорлупы все равно придется руками)
01.10.2014 в 18:42

Как утомляет симулировать нормальность... (с)
Не облизывайте пальцы и не пачкайте салфетку.
Взаимоисключающее правило какое-то. А как тогда запачканные пальцы сделать чистыми, особенно, если поблизости нет воды? Об одежду их вытирать? )))
04.10.2014 в 16:07

попереду - холодна могила, а позаду - вороги лежать
Для пальцев ставили ополаскивательницу, насколько я знаю.
04.10.2014 в 16:07

попереду - холодна могила, а позаду - вороги лежать
Для пальцев ставили ополаскивательницу, насколько я знаю.
04.10.2014 в 16:34

Как утомляет симулировать нормальность... (с)
Для пальцев ставили ополаскивательницу, насколько я знаю.
На обедах и приемах - да, разносили ополаскивательницы. Но, скажем, на пикниках, на охотничьих привалах? Не припомню я что-то, чтобы с собой возили специальные емкости... То есть, у высшей знати они, конечно, были в поклаже (как и все остальное). Но правила, судя по всему, адресованы людям среднего социального положения.