Оригинал взят у в
В постах про снабжение и быт моряков мы затронули много вопросов, однако забыли об одном, который являлся очень важным. Это передача и обмен информацией на расстоянии. Сушу мы трогать не будем, поэтому просто молча обойдем Генриха VII и его Королевскую почтовую службу. И пожалуй первым, кто наладил морскую почту стал... некто Филипп Испанский, принц-консорт Англии, и муж Марии Английской Кровавой. Он первый наверное наладил бесперебойное почтовое сообщение между Дувром и Антверпеном, став пионером-разработчиком морской почтовой службы.
читать дальшеПозже, когда Филипп II стал королем Испании, он использовал этот опыт для введения регулярного сообщения между Севильей и Антверпеном, и Севильей и Гаваной. Таким образом очень часто испанский король опережал противников в развертывании, поскольку владел информацией.
Но на зиму почтовое сообщение прекращалось, что было очень неудобно, ведь сушей можно было пользоваться не всегда. И следующими стали голландцы, вернее голландская ОИК, которая ввела регулярное почтовое сообщение Амстердам-Ява, причем, что немаловажно - всесезонное. На линию было запущено 18 пакетботов, которые ходили раз в полтора месяца, оборачиваемость писем с первыми рейсами составляла год, далее - полгода. Каждый пакетбот принимал на борт от 5 до 10 тонн писем. Много это или мало? И вообще - а была ли такая транспортировка выгодной?
Письмо в 1 лист весом в 1 унцию (20 гран, или 1.3 грамма) стоило к отправке 1 стейвер (1/30 гульдена). Соответственно 5 тонн писем это 5 млн. грамм или 3846153 писем. Вдумайтесь - 3.8 млн. писем, депеш, записок и т.д. В денежном эквиваленте это было примерно 130 тысяч гульденов, весьма неплохая прибавка к пенсии за рейс!
Что касается Post Office Packet Service, при Тюдорах эта служба занималась каботажными перевозками почты между приморскими английскими городами, имея постоянную линию Дувр-Харридж (Эссекс). Прорыв произошел при Карле II и Сэмьюэле Пипсе - в 1668-м вводятся линии Дувр-Кале-Хук (Голландия)- остров Готланд. Дувр-Девон-Порт-Рояль-Джеймстаун-Бостон-Нью-Йорк (последний с 1672 года). В 1715-м - Дувр-Кале-Гибралтар-Порт-Магон-Неаполь. Позже последнюю линию продлили до Смирны. Была также введена и Ирландская линия - Уэльс-Дублин и Холихэд-Энглси. На территории Англии под базирование пакетботов были отданы следующие гавани - Дувр, Гарвич, Грейт Ярмут, Плимут, Милфорд-Хейвен и Холихэд.
Стоит также не забыть и Россию, которая при герре Питере зе Грейт ввела два почтовых морских направления - Санкт-Петербург-Данциг и Ревель-Копенгаген.
Кстати, Post Office Packet Service и дала название судну, везущему корреспонденцию и письма - пакетботу. К середине XVIII века пакетботы стремительно догоняли время - если в 1660-х годах считалось, что новости могут дойти до самых удаленных уголков мира за год, то к 1730-м время определяли уже в полгода, а в 1810-х - всего лишь в 4 месяца.
Почтовые бонзы, если брать именно крупнейшие почтовые службы были сродни нынешним Биллам Гейтсам и Ларри Пейджам.
Но не почтой единой жили пакетботы. До XIX века пакетботы были главными пассажирскими судами. Поскольку, как мы видели, ареал перевозок у почты был очень широк, на пакетботе путешественник мог добраться фактически куда угодно. За год та же британская Королевская Почта отправляла 20 млн. писем, которые делились по дальности отправки по стоимости на 3, 4 и 5 пенни. Если взять среднее арифметическое - 4 пенни, и умножить на 20 миллионов писем мы получим ни много, ни мало - 340 тысяч фунтов стерлингов. Плюс - перевозки пассажиров, которые тоже приносили до 1 млн. фунтов в год. Для сравнения - капитализация крупнейшей в то время Британской Ост-Индской компании - 5.5 млн. фунтов в год. Конечно, почта бизнес не такой крупный, но по сумме крепкий середнячок, а с учетом отсутствия выплат пайщикам и денег на закупку товара - очень даже неплохой.
А уж письма! Господи, какие тогда были письма! И в этом журнале, и во многих других ЖЖ приводились письма Нового Времени! Скажем, так, госпожам Донцовым и Марининым до такого слога расти и расти! Все-таки в наше время мы потеряли великое достояние - хороший литературный слог, мы уперлись в тупое "Спс, бро", "С ДР, кароч" и т.д.
Благодаря развитию почты, и главным образом - морской почты - государи наконец-то могли эффективно управлять своими странами. Например, раньше проворовавшиеся наместники могли годами, а то и десятилетиями ждать увольнения, именно почта ускорила эти события в разы.
В случае войны пакетботы были первыми целями враждующих сторон, ибо именно письма,депеши, приказы рассеивали перед адмиралами "туман войны", и позволяли адекватно реагировать на передвижения противника.
