16.11.2014 в 12:55
Пишет MirrinMinttu:The Flower of Battle - 1
Что в начале пятнадцатого века означало быть рыцарем? Для чего проводились рыцарские поединки? И какими качествами должен был обладать рыцарь для того, чтобы подобный поединок выиграть? Фиоре дей Либери знал ответы на эти вопросы не понаслышке. Он не был романтиком, это мастер военных искусств.

читать дальше Быть рыцарем для него означало принадлежать к военной элите, служащей интересам своего господина. Он знал, что брутальная сила, зачастую, обращается против того, кто её слепо применяет. Что же касается поединков, то чаще всего они были средством защитить себя и выжить, если только речь не шла о турнирах, на которых участники показывали не только своё искусство, но и свой статус, своё богатство. Но и там речь шла, в конечном итоге, о победе.

Впрочем, что мы подразумеваем под искусством военной дуэли? Когда Фиоре дей Либери, преподнес свой труд Fior di battaglia (Flos Duellatorum, The Flower of Battle) Никколо III д’Эсте, маркизу Феррары, тот вернул работу дей Либери с приказом начать её с искусства борьбы, борцовской схватки. Казалось бы, какое отношение имеет борьба к дуэли рыцарей? Самое прямое, как видно из книги.

Никколо III д’Эсте
Манускрипты Fior di battaglia дошли до наших дней в четырёх экземплярах, и ещё два, предположительно, находятся до сих пор в руках семейства д’Эсте, но подтверждения этому нет. Один из экземпляров находится в музее Гетти и Лос Анжелесе (Ms. Ludwig XV 13), другой – в библиотеке Моргана в Нью-Йорке (Ms. m. 383), третий (и единственный на латыни) – в Национальной Библиотеке в Париже (Ms. lat. 11269), и четвёртый, т.н. манускрипт Пизани-Досси, находится в частной коллекции. Самой полной и самой красивой копией считается экземпляр музея Гетти, который достаточно щедро делится своими сокровищами с широкой публикой и отдельными изданиями книг по экспонатам, и через интернет. Я пользуюсь книгой Кена Мондштейна The Knightly Art of Battle.
Кем был Фиоре дей Либери? Не такой уж лёгкий вопрос. Судя по фамильному имени, дей Либери, он был из семьи свободных рыцарей, то есть не привязанных к одному из лордов землёй и вассальными отношениями. И эта структура существовала в Европе конца четырнадцатого – начала пятнадцатого века только в одном месте. Там, где сейчас находится современная Германия. Сам Фиоре дей Либери пишет, что он из Фриули, то есть из региона свободных городов-государств, часто воюющих друг против друга. Он также обозначает, что территория находится в Австрии, но на самом деле на Фриули было предъявлено столько династических прав, что на практике им не управлял никто, кроме местной администрации. В манускрипте Пизани-Досси дей Либери пишет, что военному искусству учился у «самого» Иоганна Швабского. То есть, будучи по происхождению итальянцем (корни семьи нашлись в Премариакко, в провинции Удине), дей Либери обладал достаточно широким опытом в своём ремесле.
Родился дей Либери около 1350 года, и постигал тонкости военного искусства в интересное время, когда периодически прекращающиеся сражения между Англией и Францией наводняли Италию группами наёмников, кондоттьери, которые не связывали себя ни с кем и ни с чем, а воевали на любой стороне за хорошую плату. Благо, в Италии воевали постоянно. Для кого-то это состояние постоянной войны было трагедией, но дей Либери чувствовал себя в нём, как рыба в воде – чинил и проверял осадные оружия, наводил порядок в одичавших провинциях, участвовал в дипломатических манёврах.
Принадлежал ли Фиоре к двору Никколо III д’Эсте? Невозможно сказать. Его имени нет в платёжных ведомостях, то есть он либо не входил в число служащих, либо, наоборот, был очень близок к маркизу. Свои последние практические занятия он проводил по заказу герцога Джана Галеаццо Висконти. Посколько тот стал герцогом в 1395 году, можно утверждать, что занятия происходили после этой даты. Тем более, что в 1399 году Фиоре упоминается в ведомостях Павии, где он в то время жил и работал.

Джана Галеаццо Висконти
И Висконти, и д’Эсте были апологетами передачи знаний в виде записей. В самом деле, есть только несколько более старых манускриптов по воинскому искусству, чем The Flower of Battle, написанный в 1410 году. Один, The Royal Armories Manuscript I.33, написан в 1320 году (вернее, собран), и хранится в Лидсе. В Нюрнберге есть нечто типа тетради для собственного пользования автора, без иллюстраций. Назвали эту тетрадь Nuremberg Codex 3227a, и датирована 1389 годом. Причём, обе работы, по мнению изучавших их специалистов, написаны для очень узкого круга посвящённых, и чрезвычайно маловразумительны для современного читателя. Так что изящный поклон в сторону герцогов, они сделали великое дело, оставив потомкам разъяснение, что рыцарские поединки вовсе не сводились к длительному размахиванию мечами и картинным позам.

Очевидно, манускрипт The Flower of Battle создавался по тексту и рисункам самого Фиоре дей Либери, и ему же принадлежат термины «мастер», «ученик» и «контр-мастер», использующиеся в пояснениях к рисункам. Сам же манускрипт, несомненно, создавался профессионалами. Относительно рисунков есть два мнения – их делал или один мастер, или группа мастеров, работающих в одном стиле.
Что касается использования данного руководства, то социально-культурный контекст итальянского общества начала пятнадцатого века оставил на нём свой отпечаток: нападения из засады, вендетты, война, дуэли, юридические поединки, турниры. Не смотря на то, что турниры не должны были приводить к летальному исходу (а юридические должны были), на практике участники турнира зачастую были твёрдо намерены если не убить, то серьёзно покалечить противника. Поэтому манускрипт в какой-то степени был опубликованием тайных и ревниво охраняемых знаний. Сам Фиоре писал, что ему пришлось сразиться в не менее чем пяти дуэлях с другими мастерами боевых искусств, которые были против подобного разглашения корпоративных секретов.
Интересно то, что все существующие на сегодняшний день версии The Flower of Battle отличаются друг от друга. Например, парижский экземпляр и экземпляр Пизани-Досси куда как более схематичны и кратки, чем экземпляр Гетти. У исследователей создалось мнение, что изначально Фиоре вовсе не намеревался создать совсем уж подробные инструкции, и сделал это только по настойчивой рекомендации (читай, приказу) Никколо III д’Эсте.
URL записиЧто в начале пятнадцатого века означало быть рыцарем? Для чего проводились рыцарские поединки? И какими качествами должен был обладать рыцарь для того, чтобы подобный поединок выиграть? Фиоре дей Либери знал ответы на эти вопросы не понаслышке. Он не был романтиком, это мастер военных искусств.

читать дальше Быть рыцарем для него означало принадлежать к военной элите, служащей интересам своего господина. Он знал, что брутальная сила, зачастую, обращается против того, кто её слепо применяет. Что же касается поединков, то чаще всего они были средством защитить себя и выжить, если только речь не шла о турнирах, на которых участники показывали не только своё искусство, но и свой статус, своё богатство. Но и там речь шла, в конечном итоге, о победе.

Впрочем, что мы подразумеваем под искусством военной дуэли? Когда Фиоре дей Либери, преподнес свой труд Fior di battaglia (Flos Duellatorum, The Flower of Battle) Никколо III д’Эсте, маркизу Феррары, тот вернул работу дей Либери с приказом начать её с искусства борьбы, борцовской схватки. Казалось бы, какое отношение имеет борьба к дуэли рыцарей? Самое прямое, как видно из книги.

Никколо III д’Эсте
Манускрипты Fior di battaglia дошли до наших дней в четырёх экземплярах, и ещё два, предположительно, находятся до сих пор в руках семейства д’Эсте, но подтверждения этому нет. Один из экземпляров находится в музее Гетти и Лос Анжелесе (Ms. Ludwig XV 13), другой – в библиотеке Моргана в Нью-Йорке (Ms. m. 383), третий (и единственный на латыни) – в Национальной Библиотеке в Париже (Ms. lat. 11269), и четвёртый, т.н. манускрипт Пизани-Досси, находится в частной коллекции. Самой полной и самой красивой копией считается экземпляр музея Гетти, который достаточно щедро делится своими сокровищами с широкой публикой и отдельными изданиями книг по экспонатам, и через интернет. Я пользуюсь книгой Кена Мондштейна The Knightly Art of Battle.
Кем был Фиоре дей Либери? Не такой уж лёгкий вопрос. Судя по фамильному имени, дей Либери, он был из семьи свободных рыцарей, то есть не привязанных к одному из лордов землёй и вассальными отношениями. И эта структура существовала в Европе конца четырнадцатого – начала пятнадцатого века только в одном месте. Там, где сейчас находится современная Германия. Сам Фиоре дей Либери пишет, что он из Фриули, то есть из региона свободных городов-государств, часто воюющих друг против друга. Он также обозначает, что территория находится в Австрии, но на самом деле на Фриули было предъявлено столько династических прав, что на практике им не управлял никто, кроме местной администрации. В манускрипте Пизани-Досси дей Либери пишет, что военному искусству учился у «самого» Иоганна Швабского. То есть, будучи по происхождению итальянцем (корни семьи нашлись в Премариакко, в провинции Удине), дей Либери обладал достаточно широким опытом в своём ремесле.
Родился дей Либери около 1350 года, и постигал тонкости военного искусства в интересное время, когда периодически прекращающиеся сражения между Англией и Францией наводняли Италию группами наёмников, кондоттьери, которые не связывали себя ни с кем и ни с чем, а воевали на любой стороне за хорошую плату. Благо, в Италии воевали постоянно. Для кого-то это состояние постоянной войны было трагедией, но дей Либери чувствовал себя в нём, как рыба в воде – чинил и проверял осадные оружия, наводил порядок в одичавших провинциях, участвовал в дипломатических манёврах.
Принадлежал ли Фиоре к двору Никколо III д’Эсте? Невозможно сказать. Его имени нет в платёжных ведомостях, то есть он либо не входил в число служащих, либо, наоборот, был очень близок к маркизу. Свои последние практические занятия он проводил по заказу герцога Джана Галеаццо Висконти. Посколько тот стал герцогом в 1395 году, можно утверждать, что занятия происходили после этой даты. Тем более, что в 1399 году Фиоре упоминается в ведомостях Павии, где он в то время жил и работал.

Джана Галеаццо Висконти
И Висконти, и д’Эсте были апологетами передачи знаний в виде записей. В самом деле, есть только несколько более старых манускриптов по воинскому искусству, чем The Flower of Battle, написанный в 1410 году. Один, The Royal Armories Manuscript I.33, написан в 1320 году (вернее, собран), и хранится в Лидсе. В Нюрнберге есть нечто типа тетради для собственного пользования автора, без иллюстраций. Назвали эту тетрадь Nuremberg Codex 3227a, и датирована 1389 годом. Причём, обе работы, по мнению изучавших их специалистов, написаны для очень узкого круга посвящённых, и чрезвычайно маловразумительны для современного читателя. Так что изящный поклон в сторону герцогов, они сделали великое дело, оставив потомкам разъяснение, что рыцарские поединки вовсе не сводились к длительному размахиванию мечами и картинным позам.

Очевидно, манускрипт The Flower of Battle создавался по тексту и рисункам самого Фиоре дей Либери, и ему же принадлежат термины «мастер», «ученик» и «контр-мастер», использующиеся в пояснениях к рисункам. Сам же манускрипт, несомненно, создавался профессионалами. Относительно рисунков есть два мнения – их делал или один мастер, или группа мастеров, работающих в одном стиле.
Что касается использования данного руководства, то социально-культурный контекст итальянского общества начала пятнадцатого века оставил на нём свой отпечаток: нападения из засады, вендетты, война, дуэли, юридические поединки, турниры. Не смотря на то, что турниры не должны были приводить к летальному исходу (а юридические должны были), на практике участники турнира зачастую были твёрдо намерены если не убить, то серьёзно покалечить противника. Поэтому манускрипт в какой-то степени был опубликованием тайных и ревниво охраняемых знаний. Сам Фиоре писал, что ему пришлось сразиться в не менее чем пяти дуэлях с другими мастерами боевых искусств, которые были против подобного разглашения корпоративных секретов.
Интересно то, что все существующие на сегодняшний день версии The Flower of Battle отличаются друг от друга. Например, парижский экземпляр и экземпляр Пизани-Досси куда как более схематичны и кратки, чем экземпляр Гетти. У исследователей создалось мнение, что изначально Фиоре вовсе не намеревался создать совсем уж подробные инструкции, и сделал это только по настойчивой рекомендации (читай, приказу) Никколо III д’Эсте.
@темы: средние века