16:41

Оригинал взят у в Дядя-осёл
Гений всегда творит в контексте эпохи. Потом проходят годы, иной раз столетия, и новые поколения уже не вполне понимают то, что некогда было ясно каждому. И мы начинаем искать в творениях великих смыслы, которых там не было и проходить мимо очевидного.
Сказанное в полной мере относится и к Александру Сергеевичу Пушкину. Многие ли замечают, что в самой первой строке "Евгения Онегина" Евгений называет своего дядюшку ослом? А для современников это было очевидно.

Мой дядя самых честных правил...

Русская литература была ещё скудна, книгочей мог следить за всеми новинками, и от его внимания, конечно, не укрылась только что написанная басня Крылова:

Осёл был самых честных правил...




@темы: книги

Комментарии
17.01.2015 в 17:11

Это элементарно и говорится на всех филфаках университетов и институтов.
17.01.2015 в 17:13

Нари, не всем же повезло родицца филологами. Мне, например, не
17.01.2015 в 17:15

Жизнь твоя тяжела.
17.01.2015 в 17:16

Нари, апчхи аминь!
17.01.2015 в 19:31

Попросила цыганку погадать. Та посмотрела на мою ладонь и молча вернула деньги. // — Кто это воет на болотах, Бэрримор? — Кто угодно, сэр. У всех есть повод повыть на болотах.
Это элементарно и говорится на всех филфаках университетов и институтов.
Нам аж в школе сказали. :)

и от его внимания, конечно, не укрылась только что написанная басня Крылова
Не только что не укрылась, а Пушкин лично присутствовал при чтении этой басни. :)
Воспоминания Анны Керн, тоже весьма известный факт.
17.01.2015 в 19:33

Оладушка, дык невежественная я, шо и говорить)))
17.01.2015 в 19:52

Попросила цыганку погадать. Та посмотрела на мою ладонь и молча вернула деньги. // — Кто это воет на болотах, Бэрримор? — Кто угодно, сэр. У всех есть повод повыть на болотах.
Шано, во-первых, не ты, а автор цитируемого поста. ;-)
А во-вторых, дело тут не в невежестве, а в том, что этот уважаемый автор меряет минувшее время современным аршином. Этим сейчас, увы, очень многие грешат...
У литератора (да и не только литератора, вообще просвещённого человека) той поры была совсем иная система знакомства с "книжными новинками", не такая как у нас. Они все вращались в одном кругу, постоянно встречались в салонах и на вечерах, давали читать друг другу свои произведения, читали их вслух друг другу и большой аудитории. А слушатели, в свою очередь, переписывали услышанное и даже пересказывали по памяти знакомым... "Книгочейство" тут уже дело второе, поскольку журналы, где публиковались ещё и не все новые произведения, выписывали очень немногие, а с книгами всё ещё сложнее.
17.01.2015 в 19:59

Оладушка, да мне, собственно, в цитируемом посте бросилось в глаза не оное знакомство с новинками, а то, что постмодернизьм, как его порой понимают, был и тогда, только мы отследить все намеки не в состоянии) Для филолога, в принципе, мысль не должна быть новой.
Помню, мы в свое время скрытые цитаты у Стругацких искали - вроде и почти современники, и культурный слой еще не умер, а иной раз и не поймешь, откуда зачерпнуто.
17.01.2015 в 20:14

Попросила цыганку погадать. Та посмотрела на мою ладонь и молча вернула деньги. // — Кто это воет на болотах, Бэрримор? — Кто угодно, сэр. У всех есть повод повыть на болотах.
что постмодернизьм, как его порой понимают, был и тогда, только мы отследить все намеки не в состоянии)
Таки я вас умоляю! :) Прекрасно мы в состоянии. Знаем же и что тот же Крылов перепирал сюжеты басен Лафонтена, а тот в свою очередь — Эзопа. И что у пушкинского "Дона Гуана" добрая дюжина предшественников, и что Ромео и Джульетту изобрели задолго до Шекспира... :)
Другое дело, что, конечно, многие произведения, в своё время весьма популярные, к которым там-сям есть отсылки, сейчас уже забылись и неизвестны никому, кроме специалистов. Ну, так это и естественно. Время идёт, одни авторы уходят, другие приходят...
Но и наших знаний нам вполне достаточно, чтобы увидеть не только намёки, а прямо цитаты и у Гёте, и у Данте и так далее.
Так что постмодернизьм совсем не так молод, как его хотят подать. :laugh:
17.01.2015 в 20:16

Оладушка, хэ, все равно интересно, что там отмерло и похоронено
17.01.2015 в 20:36

Попросила цыганку погадать. Та посмотрела на мою ладонь и молча вернула деньги. // — Кто это воет на болотах, Бэрримор? — Кто угодно, сэр. У всех есть повод повыть на болотах.
все равно интересно, что там отмерло и похоронено
Ни один студент филфака с тобой не согласится. :laugh: Им приходится перелопачивать массу вот такой мёртвой или полумёртвой литературы, и выясняется, что далеко не вся она не то что интересна, а просто даже заслуживает внимания. Опять же, нам с современной колокольни многое трудно понять и просто воспринимать. Тот же Апулей, которым зачитывался в лицее Пушкин, нам уже скучноват, что говорить о каком-нибудь Блаженном Августине...

Некоторое время назад я страстно увлеклась дамской беллетристикой столетней давности, добывала отовсюду книги и произведения, которыми зачитывались в своё время наши бабушки и прабабушки. А потом поостыла. Да, много любопытного, попадается и очень качественное, забытое явно незаслуженно. Но в среднем половина такого, что вообще не стоит времени, уровнем примерно как сериалы по второму каналу. :laugh: Но книга зачитана до дыр и многократно орошена слезами. :)
17.01.2015 в 20:41

Оладушка, Ни один студент филфака с тобой не согласится. ну так да)) Студент - народ подневольный.
Да, много любопытного, попадается и очень качественное, забытое явно незаслуженно. Но в среднем половина такого, что вообще не стоит времени,
Ну да, но все же интересно, что там нахваливалось предками. Но это я в юности могла угробить кучу времени на каких-нибудь мельмотов, а щас фэнтезятину предпочту.