Пересказывать технические подробности работы ридеров не буду. Это внутренняя кухня. Думаю, гораздо больше авторов заинтересует перечень требований к рукописям. И вот что я успел записать.
Какие тексты нужны издательству «Астрель-СПб» на данный момент.
1 Фантастический боевик, боевая фантастика, альтернативная история Росси.
2. Криминальная проза (боевики, детективы). Причём в формате жесткой мужской боевой истории. Не путать с женскими детективчиками.
3. Детская литература.
Прикольный детектив. Объём не меньше трёх авторских листов, юмор, детективная история, интерактив, то есть игры с читателем, загадки, ребусы, лабиринты и так далее.
Серия «Шляпа волшебника». Объём от шести авторских листов, сказки для детей до 3 класса и выше. Очень важен хороший язык повествования.
4 «Янь далк», кажется так называется это направление. Весьма популярное в последние годы на Западе. Другое более простое и понятное название – «подростковая литература». Фантастика, фэнтези, роман-взросление, воспитание чувств. Главные герои подростки.
5. Медицинская тематика. Вроде как интерес к ней возрождается.
6. Женские романы. Явного запрета на приём нет. Другое дело, что роман должен быть очень мощным, качественным. Тексты на четыре не прокатят.
7. Фэнтези. В принципе, может заинтересовать. Но, опять же, должно быть очень мощное и качественное произведение.
8. Мистика, ужасы. Можно, но это направление больше в планах.
Отдельная книга не приветствуется. Очень хорошо, если у автора есть два и более продолжения. Как минимум автор должен знать, что он будет писать дальше.
Это требование распространяется на все жанры. Оно и понятно: полно авторов, в чьём активе одна единственная книга, или они отошли от литературного творчества и больше ничего не пишут. Продвигать одну единственную книгу – дохлый номер.
Место действия – Россия, практически только она. Ещё лучше, если Москва. Как выразился редактор, если Москва и Санкт-Петербург, то лучше Москва; если Санкт-Петербург и вымышленный российский Конотоп, то лучше Санкт-Петербург; если вымышленный российский Конотоп и Париж, то лучше Конотоп. То же самое требование к главным героям – россияне, иностранцы, даже если действие разворачивается в России, не катят.
Повторяю ещё раз: таковы требования к рукописям на данный момент. В будущем мода и спрос могут измениться. Если с вестернами и стимпанком редактор посоветовал нам не связываться вообще, то в будущем вестерн и стимпанк вполне могут оказаться в топе спроса. Другое дело, что никто не знает, когда наступит это будущее и наступит ли оно вообще.
Меня лично подобные требования ничуть не удивили. Книжные издательства в первую очередь коммерческие предприятия. Их главная задача – генерировать прибыль, а не распространять вечное, доброе, мудрое. Гораздо интересней другое.
Официально было завялено: издательству нужны ридеры. Но… Когда я проанализировал требования к ридерам, то пришёл к выводу. На мой взгляд, как раз ридеры издательству не нужны.
В моём представлении ридер – промежуточный фильтр на пути самотёка. Его задача отсеять откровенную графомань и рекомендовать редактору наиболее качественные рукописи. Реальность оказалась иной.
Если внимательней приглядеться к требованиям и, особенно, к модели работы издательства с ридерами, то на самом деле «Астрель-СПб» нужны литературные агенты. Хотя, истины ради, нужно отметить: на вебинаре выражение «литературный агент» не прозвучало ни разу.
На мой взгляд, это литературный агент должен непосредственно связываться с автором, вести с ним диалог, быть в курсе его планов, направлять его творческую энергию в нужное русло и даже учить уму-разуму. Как ни странно, именно подобные обязанности издательство «Астрель-СПб» возложило на плечи ридеров. Им даже не вменяется работа с самотёком. Так это, если будет желание, можно покопаться. Главное найти хороших авторов, плодовитых и профессиональных.
Интересно девки пляшут… Однако меня не удивили даже такие обязанности и требования к ридерам/литагентам.
В нашей стране сложилась парадоксальная ситуация. Литературные агентства, литературные агенты нужны всем. Нужны издательствам, чтобы не работать с массой авторов и сосредоточиться только на издании и распространении книг. Нужны авторам, чтобы не заниматься самораспротранением и сосредоточиться только на ваянии новых книг. Есть даже желающие стать литературными агентами. Но в нашей стране нет самого главного – нет экономических условий для полноценной работы литературных агентств и литературных агентов.
Ну потребность то есть! Да ещё какая. Вот и пытается «Астрель-СПб» осознанно или нет найти замену или хотя бы некое подобие литературных агентов.
Так оно или нет – не могу утверждать наверняка. Выше я высказал своё собственное мнение и своё собственное понимание обстановки. Вполне возможно, что другие ридеры и сама редакция видят ситуацию совсем, совсем иной.
Ладно, поживём – увидим. Поработаем, попробуем. Новые возможности в любом случае нужно исследовать полностью и до конца. В конец концов не ошибается только тот, кто ничего не делает.
<p