воскресенье, 25 октября 2015
Оригинал взят у в
допризывная подготовка95-й стрелковый полк армии Веллингтона в представлении не нуждается, сериал про Шарпа все видели. Но в фильме почему-то только oдин стрелок из Ирландии (Харпер). В реале полк с самого начала набирал там много рекрутов (затем его сильно разбавили англичанами, но процент ирландцев всегда был высок). Служба предстояла трудная и опасная, и начальство считало, что «ирландцы менее избалованы и более выносливы, чем английские солдаты, и лучше подходят для подвижной легкой пехоты.»
Результат несложно предвидеть. Бен Харрис, завербовавшийся в 1803, позже много чего повидал «за теми холмами, в туманной дали». Первые впечатления, однако, запали в душу.
читать дальше«В Дублине я встретил стрелков 95-го полка, и мне так понравился их лихой и бесшабашный вид, что, увидев их вербовщиков, я вызвался добровольцем.» ("Recollections", 1848). Харрис был англичанин, но другие рекруты местные, и они пили, танцевали и дрались всю дорогу до Англии. «Все они таскали огромные «шиллейла» (дубинки), не выпуская ни на секунду, как будто их жизнь зависела от того, и были готовы применить их при малейшей возможности.
… Когда мы вошли в долину Солсбери, они пришли в восторг, и, разойдясь по лужайке, начали танцевать джигу. Потом один из католиков, танцевавший с протестантом, вдруг испустил крик, подпрыгнул и обрушил на него свою шиллейла, свалив с ног. Сразу заработали дубинки, немногочисленные протестанты быстро были побеждены. Но затем раздались крики «Ура, Виклоу!», «Ура, Коннахт!», «Ура, Ольстер!». И они снова начали драку, как будто хотели закончить свою солдатскую карьеру прямо здесь».
Ничего личного. Это был просто faction fight («драка фракций»
, обычное для Ирландии зрелище. Вот как его описывал тамошний юрист Д.Баррингтон («Personal sketches”, 1830):
"Фракции состоят из приходов или городов, чьи жители лично хорошие друзья, но обязаны коллективно ненавидеть друг друга на ярмарках, в пивных и т.д. Был негласный уговор, что раз в год они обязательно проводят сражение на ярмарке в Дайсарте, куда все приезжали с женами и детьми. ...Ярмарка шла как обычно, пока виски не брало верх, и пора было «немного побиться, как делали наши отцы».
Оружием всегда были дубинки. Ничего железного у них я никогда не видел, а кулачный бой считался слишком вульгарным для потомков ирландских принцев. Друзья и соседи присоединялись - это же немыслимо, чтобы выпивший ирландский крестьянин не поучаствовал, если рядом весело идет драка. Два часа считались нормальной продолжительностью боя, а затем, когда фракции уставали, священник его прекращал".

Daniel Maclise, “Ярмарка в Доннибруке", сер.19в. Справа еще торгуют, слева уже летают дубины. Вопреки словам Баррингтона, на краю слева боксируют (правда, рисунок относится к более позднему периоду).
«Бой начинался таким образом. Какой-нибудь малый, размахивая своей шиллейла, выкрикивал: «Рога! Бараньи рога! Кто посмеет сказать, что есть что-то кривее бараньих рогов?». На это из палатки выпрыгивал другой парень, отвечая: «Твой череп сейчас будет кривее рогов!», и ударом дубины сбивал его с ног. Фракции выбегали из палаток и брались за работу, раздавая удары налево и направо, а затем разбивались на небольшие группы, дравшиеся в палатках и вокруг них. …Если одна фракция начинала проигрывать, то она отбегала, поскольку ни одна из сторон не стояла до последнего, так что они попеременно наступали, отступали, бежали и снова группировались.
...После боя разбитые головы бинтовались, и виски с весельем шло по кругу. Никто не таил враждебности, и до следующей ярмарки все снова были друзьями».
Агрессивность и подвижность, ребята просто рождены для легкой пехоты. В том числе и в самом важном аспекте - секретом успеха застрельщиков была не винтовка Бейкера, а профессионализм и вера в свою элитность, esprit de corps.

Вербовочный плакат 1808 года. «Стань стрелком 95-го, солдатом лучшего полка британской армии. Носи удобный зеленый мундир, а не отбеливай ремни глиной. Попадай в противника с 500 ярдов, а не мажь с 50. Имей все самое лучшее, честь на войне и уважение дома.»
У фракций тоже esprit de corps был главным, и «Ура, Коннахт!» легко трансформировалось в гордость за свой полк, «который всегда делает первый и последний выстрелы в каждой битве».
Есть и другая деталь, заставляющая вспомнить ярмарочные драки с примирением за стаканом виски. Ветераны 95-го вспоминают не только про кровь, голод и мародерство. Много эпизодов, как стрелки, под ураганным огнем хладнокровно выбивавшие офицеров и артиллеристов, в минуты затишья братались с французами, помогали их раненым (хватает, правда, и обратного).
Сержант-ирландец 95 полка Э.Костелло вспоминал, как в августе 1813 они настигли в горах измученную отступлением французскую колонну при переправе через реку. Положение колонны было безнадежно. «К счастью, к чести британских солдат, многие наши люди, зная, что французы перенесли то, что они и сами испытали, отказались стрелять и призвали остальных пощадить врага, поскольку это было бы немногим лучше убийства.» (“Memoirs”, 1839).
Солдаты Веллингтона, конечно, не ангелы, но есть что-то симпатичное в людях, смотрящих на войну, как на «схватку фракций». Они хорошо дерутся, потому что любят драться и побеждать, но они не обязаны ненавидеть противника.

Jose Ferre Clauzel “95 полк при Ватерлоо», 2014. Перестрелка с вольтижерами.
@темы:
история оружия,
исторические россказни