понедельник, 22 февраля 2016
Оригинал взят у в
Настоящий "Пронзающий волны"!
Cigar Boat на стапеле. Хорошо видны колеса с лопастями, еще не закрытые кожухамиПримерно в 1850 году известнейший американский изобретатель и промышленник своего времени,
мистер Росс Винанс (
достаточно сказать, что именно он изобрел железнодорожные колесные пары с внешним по отношению к колесам расположением опор и подшипников, - на них мы до сих пор катаемся) решил сказать свое слово и в судостроении. В результате его усилий, предпринятых вместе с сыном Томасом, на свет появился проект удивительного корабля с самым странным типом движителя из известных мне.
читать дальше
У стенки завода - навсегда (кликабельно)
Веретенообразный бескилевой корабль должен был нечувствительно протыкать волны, вместо того, чтобы карабкаться на них, а в движение его приводили бы два охватывающих корпус кольца с наклонными лопастями. Противоположного, разумеется, вращения. Для упрощения конструкции в действие эти "гребные колеса" должны были приводиться в действие двумя паровыми машинами со своей системой котлов каждая. Одна в передней части корпуса, одна - в задней.Снаружи, для уменьшения потерь от центробежного движения воды под действием лопастей, колеса должны были быть окружены кольцевой насадкой.
Проект корабля был тщательно обсужден на страницах Scientific American, где инженеры-судостроители разнесли его в пух и прах - и весьма аргументировано. Критике подверглась очевидно недостаточная поперечная остойчивость судна подобной формы, высказывались определенные сомнения и в прочности корпуса, разделенного гребными колесами, на продольный изгиб. Некоторые аргументы специалистов достигли цели, и с различными пробами и переделками первая экспериментальная модель строилась на верфях в течении восьми лет - на воду ее спустили только в 1858 году.
Литография из газеты. На самом деле - реклама, в море корабль не выпустили (кликабельно)
Но, лучше бы и не спускали. Оказавшись на воде первый "Cigar Boat" немедленно подтвердил все опасения специалистов. Причем, подтвердил настолько, что ни разу не был выпущен в море на сколько-нибудь открытую воду. Сумасшедших не нашлось, чтобы в экипажи народ набрать.. Экспериментальный корабль так и проторчал в бухте судостроительного завода вплоть до разборки на металлолом. Но, Винанс не был бы американцем, если бы не попытался продавить идею. В период 1859-1868 годов им были построены несколько кораблей такого типа в Европе, по заказам британцев, и что самое интересное - России. Правда, предложенные им корабли имели более традиционные движители, нормальные гребные винты. Кстати, винты были и в передней, и в задней части корпуса - так что скорости хода вперед и назад были равны.
Впрочем, ничего путного из этого не вышло. Всего было построено (считая первый аппарат с круговыми колесами) четыре экземпляра кораблей с веретенообразными корпусами, но никаких особенных преимуществ выявлено не было. Хуже того, потенциально "снарядостойкая" форма корпуса, долженствующая обеспечивать рикошеты при попаданиях - привела к тому, что "веретена Винанса" оказалось невозможно нормально забронировать. Более-менее толстая броня в надводной части - привела бы к немедленному переворачиванию кораблей. Так что идею отложили до появления подводных лодок, уж им-то сигарообразные корпуса оказались подходящими..
P.S. Мистер Жюль Верн точно был в курсе работ Винанса, и похоже - его "Наутилус" во многом списан с этих кораблей...
@темы:
флот