10:31

как вы оцениваете сегодняшнее состояние отечественного книжного рынка? Все говорят, что книг у нас читают все меньше — это правда?

— Мне кажется, что процессы, которые идут на книжном рынке в России, не специфичны именно для нашей страны — никакого «особого пути» у нас нет. Есть общая ситуация, которая охватывает книжный рынок как таковой — от США и Латинской Америки до китайской границы, включая, разумеется, Европу и Россию. Единственное, что нужно понимать, — наш книжный рынок очень маленький. В количественном измерении он примерно равен рынку Польши, существенно меньше Германии, не сопоставим с Англией и уж тем более с Америкой — американский рынок по самым скромным прикидкам в десять раз больше. Почему это важно? Потому что это по меньшей мере двумя способами влияет на практическую жизнь. Во-первых, на маленьких рынках существенно меньше диверсификация. Если огромный американский рынок переваривает разные модели распространения, разные модели производства, разные модели авторства — все они способны сосуществовать параллельно, то на маленьких рынках такой возможности нет. А во-вторых, книжный рынок и чтение вообще касаются в нашей стране чрезвычайно узкой прослойки населения.

— Но ведь еще каких-то 25 лет назад у нас были очень большие книжные тиражи, а сам процесс чтения обладал высоким социальным престижем. Как рынок мог настолько быстро схлопнуться, а приоритеты поменяться?

— Миф об СССР как о самой читающей стране в очень большой мере связан с тем, что СССР обладал специфически скособоченной, усеченной структурой потребления и досуга: огромное количество людей читали книжки не от хорошей жизни, а потому что чтению не было никакой альтернативы. Когда же в начале 2000-х мы, наконец, заметили серьезное снижение интереса к чтению, то, конечно, первое, что пришло всем в голову — это интернет: он, дескать, предлагает то же самое чтение, только бесплатно — вот все и отказываются от нормальной привычной книги. Но на самом деле причина была иной: конкурентом книги стало не бесплатное чтение в интернете, но поход в кафе с друзьями, социализация, качественное телевидение, кинематограф… То есть просто принципиально иные досуговые формы, которых Советский Союз не предлагал вовсе или предлагал, дополняя очень большим социальным прессингом. Как результат, чтение и перечитывание — важный элемент советской культуры — практически ушло из нашего обихода. Нечто подобное происходит во всем мире: главный конкурент чтения — это не другое чтение (пусть бы даже и бесплатное), но движущиеся картинки. Странным образом Россия тут просто оказалась немного впереди планеты всей. Из-за того, что мы долго сидели на голодном развлекательном пайке, мы раньше других ощутили давление иных форм медиа на книжное пространство. Даже не совсем так: скажем, в Великобритании, где эти процессы тоже фиксируются, они идут давно и довольно медленно. А у нас произошел резкий скачок — как высокая ступенька. Раз — и мы уже внизу.
читать дальше meduza.io/feature/2016/03/30/u-mertvogo-pisatel...

@темы: писательское

Комментарии
31.03.2016 в 12:12

Издатель дал интервью, что писатель дерьмо и должен сидеть и не рыпаться?
31.03.2016 в 12:26

Нари, ну мертвых же писателей до эдрени фени! причем и авторские платить им не нада!
31.03.2016 в 18:24

Плыть - надо, жить - не обязательно.
Издатель дал интервью, что писатель дерьмо и должен сидеть и не рыпаться?
Он же не издатель.

ну мертвых же писателей до эдрени фени! причем и авторские платить им не нада!
Насколько я знаю, авторские права действуют в течение 70 лет после смерти писателя.
31.03.2016 в 18:27

До 1941 года куча писателей успела помереть.
31.03.2016 в 18:37

Плыть - надо, жить - не обязательно.
1) Сколько из них сейчас востребованы
2) Те что востребованы не покупаются, а скачиваются бесплатно. Именно поэтому срок действия авторских прав постоянно увеличивается.
31.03.2016 в 18:39

ну так и издатели ищут там, где бесплатно. или как можно менее платно. Судя по тому, что издается.
31.03.2016 в 18:52

Плыть - надо, жить - не обязательно.
То что издательства всеми силами снижают гонорары - это уже второй вопрос. Потому что бесплатно, но с правами намного лучше нежели бесплатно и без прав.
31.03.2016 в 19:15

У издательств все плохие, одни они д'артаньяны.
31.03.2016 в 19:23

Издательства не снижают гонорары - они просто не платят. Даже по белым договорам. Как они сказали моей однокласснице - "Мы вам платить не будем, ваш тираж мыши съели. Можете подавать в суд".

А то, что он не издатель, а критик, роли не играет. В данном случае он рассказывает, как собираются действовать издатели. С полным знанием их кухни.