Оригинал взят у в
Ни для кого не секрет, что нынешний трамвай ведет свою родословную от конки. Трудно сказать уже, кому первому пришла в голову идея проложить рельсовый путь и поставить на него повозку для перевозки пассажиров. С трамваями то проще - фамилиии "виновных и причастных" хорошо известны. Но ведь конка появилась как городской транспорт в 19-ом веке.
читать дальше
Проблема транспорта, не зависящего от общих дорог стала волновать людей видимо после того, как начала развиваться промышленность. Что такое речной трамвай - думаю тоже многие знают. Старички ОМы, М-ки, МО-шки, теплоходы Москва и Московский - всех их называют речными трамваями. И как бы это странно не звучало - их предками были не бурлаки ... а конка. Только водная.
Количество каналов в Нидерландах на душу населения без преувеличения сказать - одно из самых больших. Но до 17 века фактически судоходство по ним осуществлялось за счет весел или парусу. И вот в 17-ом веке на каналах появляются коноводные баржи для перевозки пассажиров, почты и груза.
В отличии от коноводных судов конца 18 начала 19-ого века, где баржа двигалась за счет кабестана, приводимого в движение лошадьми, здесь лошадь в упряжи шла по берегу.
Первоначально каналы строились между отдельными городами, но постепенно эти отдельные каналы соединялись между собой. Таким образом к концу XVII века в Нидерландах сложилось несколько сетей каналов-треквартов. Самыми обширными и разветвлёнными были сети на Юго-западе (большей частью на территории нынешних провинций Северная Голландия, Южная Голландия и Утрехт, города Роттердам, Делфт, Гаага, Лейден, Гауда, Утрехт, Амстердам, Харлем, Алкмар и другие) и северо-востоке (на территории нынешних провинций Фрисландия и Гронинген, города Харлинген, Леуварден, Доккум, Гронинген, Делфзейл и другие).
Такая система позволяла избежать капризов погоды и создать систему регулярного транспортного сообщения. Каналы, где использовалось подобное сообщение, назывались трекваарт (Trekvaart - нидерл.), сами баржи - трексхёйт.

Симон Фокке (1712-1784), рисунок 1760 года. Интерьер пассажиского трексхёйта

Типичная пассажирская баржа, применявшаяся в провинции Гронинген (нидерл. - Groninger snik). Фото 1877 года
Такой способ перемещения по каналам оказался более чем живучим - его не смогли вытеснить ни коноводные, ни кабестанные суда. Закат таких водных экипажей начался только с развитием пароходства по рекам и каналам, окончательно же их "добили" железные дороги. Хотя в некоторых странах - в тех же Нидерландах или в Великобритании подобные экипажи продержались до 10-х годов 20-ого века. Подобный способ буксировки барж по каналам мелкал и в кинематографе. Если кто помнит - в начале 90-х годов по Российскому телевидению шел британский телесериал - название уже не припоминаю - о лошади по кличке Красавчик. И в одной из серий этот самый Красавчик браво тянул баржу по каналу.
Подобный способ буксировки прижился в Нидероандах, Великобритании, Франции. На реках России в массе своей барки тянушли бурлаки. В последствии их частично потеснили коноводки и кабестаны (кабестанные пароходы). Окончательно вытеснили бурлаков с рек России только пароходы.