Оригинал взят у в Еще злободневно-литературного
Колумнист и политический обозреватель Риа-Новости, а также автор историко-детективных романов, Дмитрий Косырев, вновь обращается к литературной сфере. Не фантастике - однако процессы идентичны:
"...С каждым годом ускоряется неуправляемый распад читательского рынка, а за ним и катастрофа издательского бизнеса? Да он уже и не бизнес, потому что даже священных дойных литературных коров, которых еще недавно печатали сразу по полмиллиона экземпляров,— даже их читают все меньше и меньше.
А ведь как старались издатели объяснить неразумному автору лет этак десять назад, как надо работать, чтобы его покупали: фразы короткие, герой понятный и похожий на читателя, покойников не меньше десяти, и продолжение не позже чем через год. Больше не объясняют, потому что уже и тупые книги жертвы нашего школьного образования не могут читать. Держится разве что нон-фикшн...
<...>
...Порвалась главная связь между писателем и читателем — рецензия и литературная критика, последнюю изгоняют из СМИ, если не вообще из жизни. Новый Гоголь может явиться, но вы об этом не услышите".
В общем, пример Надежды Поповой заразителен - теперь и мне захотелось вести "хронику пикирующей книги". Но в данном случае особенно показателен последний абзац цитаты, посвященный не столько издательским процессам, сколько окололитературным.
Откройте дайджест изданной за неделю фантастики, публикуемый на ФантЛабе. Десятки произведений. Пока еще - десятки! И что говорит обычному читателю фантастики подавляющее большинство этих имен? Сколько простых читательских(!) отзывов появляется в первые месяцы после выхода книг? Даже после появления текстов в пиратских библиотеках, когда количество оценок резко возрастает - отзывов почти нет. С рецензиями ситуация аналогична, только уменьшите количество на порядок, а то и два.
Издательское продвижение - это совсем грустно. Вот выходит книга у Роберта Вегнера - "Сказания Меекханского пограничья". Если бы не два анонса от продвигающего роман посредника, то я бы лишь постфактум сделал пометку, что издали еще одного поляка. Если бы не моя рецензия, то еще сколько-то людей не замерли бы в ожидании романа. Мораль? Даже все это еще не гарантирует достаточно успешных продаж. Но без каких-либо усилий надеяться, что тираж быстро разойдется и разойдется вообще - сущее безумие, наглость или наивность. А то и все это вместе взятое.
Так и живем, ага.
"...С каждым годом ускоряется неуправляемый распад читательского рынка, а за ним и катастрофа издательского бизнеса? Да он уже и не бизнес, потому что даже священных дойных литературных коров, которых еще недавно печатали сразу по полмиллиона экземпляров,— даже их читают все меньше и меньше.
А ведь как старались издатели объяснить неразумному автору лет этак десять назад, как надо работать, чтобы его покупали: фразы короткие, герой понятный и похожий на читателя, покойников не меньше десяти, и продолжение не позже чем через год. Больше не объясняют, потому что уже и тупые книги жертвы нашего школьного образования не могут читать. Держится разве что нон-фикшн...
<...>
...Порвалась главная связь между писателем и читателем — рецензия и литературная критика, последнюю изгоняют из СМИ, если не вообще из жизни. Новый Гоголь может явиться, но вы об этом не услышите".
В общем, пример Надежды Поповой заразителен - теперь и мне захотелось вести "хронику пикирующей книги". Но в данном случае особенно показателен последний абзац цитаты, посвященный не столько издательским процессам, сколько окололитературным.
Откройте дайджест изданной за неделю фантастики, публикуемый на ФантЛабе. Десятки произведений. Пока еще - десятки! И что говорит обычному читателю фантастики подавляющее большинство этих имен? Сколько простых читательских(!) отзывов появляется в первые месяцы после выхода книг? Даже после появления текстов в пиратских библиотеках, когда количество оценок резко возрастает - отзывов почти нет. С рецензиями ситуация аналогична, только уменьшите количество на порядок, а то и два.
Издательское продвижение - это совсем грустно. Вот выходит книга у Роберта Вегнера - "Сказания Меекханского пограничья". Если бы не два анонса от продвигающего роман посредника, то я бы лишь постфактум сделал пометку, что издали еще одного поляка. Если бы не моя рецензия, то еще сколько-то людей не замерли бы в ожидании романа. Мораль? Даже все это еще не гарантирует достаточно успешных продаж. Но без каких-либо усилий надеяться, что тираж быстро разойдется и разойдется вообще - сущее безумие, наглость или наивность. А то и все это вместе взятое.
Так и живем, ага.
Я имею в виду - с издательствами, продажами и так далее.
обычно матерныеВо-первых, ко многим издательствам нет доверия. В одной серии можно купить книги просто тупо разного уровня. Иногда у сильных издательств выходили откровенно слабые серии. С фэнтези часто было горе: многие в конце 90-х печатали всё подряд, и хорошее, и плохое. Аннотации и названия мало что дают, яркие обложки многих, насколько я знаю, скорее отпугивают. А книги сейчас не так уж и мало стоят, чтобы без конца играть в рулетку.
Во-вторых, это моё личное мнение, но издательства слишком заигрались в то, чтобы печатать либо стабильно продающуюся классику, либо то, что хочет читатель. Читатель сам иногда не знает, чего он хочет, читательский вкус в некотором плане надо воспитывать. Да, это риск, безусловно. Но... Как бы сказать? Когда получается ситуация: мы идём на поводу и печатаем для определённой части аудитории всё более лёгкие для восприятия книги, потому что аудитория, пардон, тупеет и становится всё ленивее, то аудитория очень скоро станет настолько ленивее, идя по этому пути, что вообще перестанет читать. Что с некоторыми и произошло. И издательства их потеряют, всё.
Ещё - вопрос качества. Кто-то допускает наличие опечаток и ошибок, кто-то - крадёт изображения известных голливудских актёров на обложки... И лепит их, вне зависимости от того, насколько это вообще в тему. В результате это всё может отталкивать какую-то часть той же аудитории.
Дальше - игнорирование той прибыли, которую можно было бы приобрести, организовав нормальную и адекватную торговлю электронными книгами. Уберите со всех сайтов хорошие книги из доступа и сделайте нормальный платный! С большим количеством адекватно отображающихся везде, на любых гаджетах электронных книг! С соответствующими программами, с нормально работающей и вежливой (!!!) техподдержкой, с разными форматами и так далее. На Западе такое есть, стоит книга - 2 доллара. Для Штатов совсем не много, а сервис такой, как будто бы ты сотню потратил, не меньше. И тратить их приятно!
Ах, да. Любимым авторам идёт нормальный процент продаж! Не 4% или сколько там, а нормальный. То есть, благодарный читатель, покупая книгу, знает, что он делает хорошо автору, а не издательству, которое само по себе ему не особо интересно или вообще по разным причинам может быть не симпатично. Это для многих, как ни странно, важно. Для большего количества народа, чем я думал.
Да, авторы могут указать реквизиты напрямую. Но многие просто не знают, где страницы настоящих авторов, не мошенники ли это, за них себя выдающие, кто-то стесняется даже искать страницы таких вот авторов и так далее. Кому-то не приходит в голову, что так можно. А вот ассоциация купи книгу - поддержи автора... Она понятнее многим.
Ну и вопрос доверия к существующим обзорам, к критике. Я лично давно не читаю то, что мне советуют те, кого я лично не знаю. Потому что часто выясняется, что кто-то считает "успокаивающей" книгу, в которой много убийств, пыток и разного насилия, кому-то по душе ещё что-то такое... Интересной критики, написанной доступно и так, чтобы хотелось читать без специальной подготовки, я не вижу.
В общем, это в итоге приводит к тому, что часть перестала читать, а остальные исходят из "да пойду-ка я сам(а) найду что-то в Интернете". Или - я всё равно найду электронную книгу с багами, с глюками, нет, мне не стыдно, что я пользуюсь пираткой. Я и не хочу за такое платить.
Грубо говоря, на мой дилетантский взгляд, это вопрос грамотного маркетинга, умения выбирать хорошие книги, определённой силы воли и умения не идти на поводу у масс, когда надо, а также понимания, когда это реально себе позволить и... Качества. А ещё работы на будущее, грубо говоря, которая то ли не делалась, то ли делалась как-то слабо.
Но я, в общем, это правда мой дилетантский взгляд.
Из всех структур, которые мне известны, наиболее вменяемую позицию занимает Целлюлоза. Автор получает от 50 до 90 процентов минус налоги, и сайт подчеркивает свою заинтересованность в безопасности текстов.
И вот , когда авторы пытаются продавать самостоятельно, самый больной вопрос - это именно отсутствие критики. Потому что большая часть интернетных отзывов на книги - это, увы, отзывы читателей с весьма незрелым литературным вкусом, и естественно, они восторгаются не самым лучшим, что есть .
И да, очень трудно доверять мнению незнакомого человека.
И вот тут писатели, желающие продавать свои книги, оказываются в тупике. потому что сарафанным радио (смотрим парой абзацев выше) рекламируются не самые лучшие книги. А несарафанного радио - нету.
А по поводу отсутствия несарафанного радио... Я бы сказал, что тут уже вопрос к организации Рунета. Не секрет, что информация сейчас во многом распространяется через Интернет. По крайней мере, большинство платежеспособной аудитории там сидит, 90%.
И вот тут уже вопрос к качеству сайтов. Если бы были крупные, интересные порталы с интересными рассказами о выходящих книгах, с интересными статьями об авторской кухне, с интервью с самыми адекватно пишущими авторами (только не с самыми одиозными и распиаренными типа Лукьяненко, блин!), и к их наполнению подходили бы ответственно и креативно - было бы хорошо. Если честно, я в Рунете не знаю, что читать. Есть ряд узконаправленных сайтов, которые хорошо сделаны. И то к ним претензии.
А вот сайты, куда мог бы зайти непосвящённый человек и просто сесть и с удовольствием почитать... Которые были бы не "обо всём на свете, наполненные копирайтерами по 30 рублей за 1000 с конкретными требованиями к ТЗ, переделанными потом заказчиками
Это вообще горе не книжной сферы, а Рунета. Рунет... кроме нескольких удачных проектов в массе своей заполнен шлаком, пардон за грубый реализм. Ну... Может, если посмотреть на весь Рунет, то удачных проектов - не несколько. Но это - мизерный процент, к тому же часто держащийся любителями. Те же издательства ... В общем, это классика рынка: кто не хочет двигаться в ногу со временем и улучшать сервис, тот - банкрот. Даже в отсутствие конкуренции, как показала практика, потому что если есть альтернатива, тем более - бесплатная, будут прибегать к ней.
В общем...
Ну и + ещё некоторые отдельные мысли. Но это уже будет оффтоп.
нестрашно, пусть оффтоп
Да, правки в русскоязычных издательствах - это отдельный эпик. Расцветающая гомофобия - это ... Я читал одно произведение, где очень ярко было видно, что женщина там - ни к чему. Главные герои - мужики, всё идёт... К неоднозначной ситуации. Но тут! В последней четверти книги! Внезапно! Женщина!
Дело не в том, что я - ярый слэшер. Мне вообще слэш в его русскоязычном виде не нравится. Но зачем этот цирк? Зачем ломать линии, сюжет и впихивать, простите, какую-то девицу, которая там ни в кассу?
А по поводу оффтопа...
Знаете, в Рунете есть одно бесящее меня явление. Здесь отрицают понятие нормы и стандарта. Вот даже если ты говоришь об отклонении в температурной, блин, норме.
И всячески: а мне эта книга нравится, а вам не нравится - вы не читайте...
Есть объективные критерии того, что такое хорошо, а что такое плохо. И рамки того, где есть место "а мне нравится, а вам не нравится, оно относительно" - они ... В общем, такое применительно только в отношении либо чего-то, что не особо сравнишь: кто-то любит сливы, кто-то яблоки, но на самом деле их нельзя сравнивать, да.
А есть то, что можно оценивать. Скажем, есть яблоки хорошие, качественные, созревшие. А есть - гнилые, слишком кислые и так далее.
Применительно к литературе: есть объективные понятия того, что такое хороший текст, хороший роман, очерк, хорошо написанные стихи, наконец. Есть законы жанра и так далее. В общем, все эти моменты освещает та же критика. А в России критику не любят, мне иногда кажется, что она всем что-то прямо сделала. Я про критику, а не про "обосрать соседа - милое дело". Но вот именно критику - нет. И её отсутствие - это не только то плохо, что нет обзоров, это отсутствует читательский уровень, отсутствует формирование вкуса - у масс. Нет понимания сильных сторон литературы, нет понимания того, что она может дать, а любая непонятная сфера, в которой полно пробелов, она дико скучна, потому что непонятна, кажется надуманной и сложной. В итоге рождается отсутствие интереса. И рождается... Гм, неумение выбирать хорошую литературу, отсутствие к ней интереса, отсутствие понимания, что такое хорошая литература и почему хорошая литература - это действительно хорошая. Чем она объективно отличается от плохой.
В итоге от этой массовой безграмотности по куче важных сфер рождается ощущение, что кому-то (например, критику) захотелось посчитать, что та книжка - хорошая, потому что она понравилась, или потому что там дружат с её автором, или потому что там героиня похожа на саму читательницу. Потому что при отсутствии базы, подготовки и понимания каждый начинает понимать на своём уровне. Типа: как я выбираю или формирую своё отношение, так это делают и все. А значит, мнение критика - неважно, необъективно, его можно не принимать во внимание. Ну или оно там подтверждено какими-то скучными сухарями от науки... Но это скучно и так далее, в общем, то, о чём я говорил выше.
И это - глобальная проблема России и СНГ, грубо говоря, а не только издательской сферы. Поэтому я и говорил, что это оффтоп.
В общем, грустная какая-то картина. Но каждый может в любой момент остановиться всё-таки и начать... Что-нибудь осознавать.
В общем, меня вынесло на какую-то философию, прошу прощения.
А литературный вкус все-таки воспитывается чтением. и если б читатели видели больше качественных книг, а не поделок, они бы и сами могли различить - где хорошо, где плохо. но, увы, добротно написанным книгам к читателю трудно пробиться.
к тому же на гудридсе есть списки Самая Ожидаемая фэнтези 2016 года, например. И даже у малоизвестного писателя есть свои поклонники которые его форсят.
на ливлибе в основном очень юный народ сидит, во всяком случае, у меня создалось такое впечатление.
а основная масса читателей инертна и на такие сайты не ходит
Вот я сегодня прочитала на Новых Горизонтах newhorizonsf.ru/y2016/chervoroz/
По большому счёту, «Роза и червь» — обычный научно-фантастический роман, каких при нормальном положении вещей должно появляться за год с десяток. Однако на тусклом фоне нынешней жанровой литературы он блистает так, что трудно его не заметить.
Во первых, я уверена, что таких обычных романов в год - все-таки не один а несколько, только вот в поле зрения критики они не попали. а во-вторых , фон действительно тускловат, и надо бы его подсветить фонариками
о, шикарная книга, судя по рецензии. Обязательно прочту, спасибо.