Этот странный человек - загадка до сих пор бередит умы людей. Ему было скучно жить без внимания, восторгов и розыгрыша; большой авантюрист с актерскими способностями умудрился стать шпионом. Профессия, совсем не требующая известности и скандального внимания. Невероятный дипломат, который покинул Францию мужчинойивернулся женщиной. В 1762 годуонбылдипломатом, шпиономнаслужбеуфранцузскогокороля, капитаном,драгуномимужчиной. Когдаонвернулсявиюле 1777 года, ввозрасте 49 лет, онабылакакзнаменитость, писательница, интеллектуалка, иженщина. Его звали шевалье d'Eon. читать дальше
Лондонцы заключали пари в размере 280 тысяч фунтов стерлингов дабы определить пол шевалье – кстати, его это очень бесило. Популярный советский писатель Валентин Пикуль посвятил ему один из своих известнейших романов "Пером и шпагой", где описал участие этого авантюриста в составлении подложного завещания Петра Великого.
Шарль Женевьева Луи Огюст Андре Тимоте д'Эон де Бомон родился 5 октября 1728 года во Франции в небогатой дворянской семье… сыном или всё-таки дочерью?
Тут уже начинаются расхождения – д’Эон писал, что родился девочкой, но его скупердяй-дед обещал отписать наследникам свое состояние на условиях рождения мальчика. Поэтому родители перекрестили маленькую Шарлотту в Шарля и воспитали его по-мальчишески.
Правда, в другом сочинении шевалье утверждал обратное: на самом деле он был мальчиком, но мать мечтала о дочке, потому и наряжала его в платья. Как на грех, Шарль был мал ростом и хрупок. При этом дразнившие его сверстники быстро узнавали, что нрав у этой «девчонки» драчливый, а кулаки на удивление твердые.
В парижском колледже д’Эон стал не только первым учеником, но и мастером фехтования, старостой школьной команды шпажистов. В 21 год он окончил учёбу с дипломом юриста и получил назначение в налоговое ведомство. Скучая на службе, увлекся сочинительством: его книга о финансовой политике Франции привлекла внимание самого короля Людовика XV, ломавшего голову над наполнением быстро пустеющей казны.
Далее можно поместить описание его шпионских подвигов, но увы, большинство из них – выдумка. По крайней мере, так говорят серьезные историки.
Профессор Гэри Кейтс из колледжа Помона один из первых современных академиков внимательно изучил жизнь-шевалье д’Эон, и вывод такой: мсье d'Eon - женщина.
У Кейтса был доступ к личным бумагам Д'Эон, клад рукописей, дневников, документов и писем, размещенных в Университете Лидса, которые считаются наиьолее полным собранием, позволили профессору изучить вопрос. Кейтс рассказывает сложный нарратив, с участием интриг, тайн, шпионских колец, политической необходимости, и зарождающегося феминизма. Многие современные транс-группы назвали себя в честь Д'Эон.
Тем не менее, Кейтс предупреждает, что история этой увлекательной фигуры далека от завершения. Это человек, который жил так бурно и загадочно, что его приключений хватит на три жизни.
Но есть и другая точка зрения, к ней склоняется больше исследователей.В переводе И. А. Сосфеновой вышла биография Бомарше, принадлежащая перу Рене де Кастра.
В ней читаем следующее описание кавалера д'Эона: "Был он среднего роста, с тонкими чертами лица, довольно округлыми формами и жиденькой бородкой, говорил фальцетом, и никто никогда не слышал о его любовных похождениях. "Ты, целомудренный, как Лукреций…", — писал ему его друг Тюрке де Майерн.
Современная сексология обнаружила бы у шевалье д'Эона полное отсутствие темперамента и поставила бы ему диагноз — эонизм.
Это психическое расстройство, получившее название как раз по его имени, наблюдается у лиц мужского пола со слабо выраженной сексуальностью, они больше ощущают себя женщинами, но при этом отнюдь не всегда имеют тягу к гомосексуализму.
Король Людовик XV
В женском платье д'Эон чувствовал себя как рыба в воде и обожал эти переодевания. Существовала даже легенда, будто однажды на маскараде сам Людовик XV принял его за девицу и попытался за ним ухаживать.
Как пишет современный русский историк Евгений Анисимов, "летом 1775 года в Петербург направили шевалье Маккензи Дугласа". Англичанина, а не француза версальский двор направил умышленно, с целью обвести вокруг пальца русского канцлера Бестужева-Рюмина и его людей.
"Антифранцузская позиция канцлера была столь яростной, что он не разрешал приезжать в Петербург ни одному французу", — свидетельствует Евг. Анисимов.
"Согласно легенде, — сообщает питерский историк, — в свой первый приезд в Россию Дуглас привез с собой племянницу Лию де Бомон и, возвращаясь в Париж, оставил девушку на попечение друзей. Воронцов представил юное создание ко двору. Императрице, падкой до всего французского, девица понравилась. Вскоре она стала фрейлиной и жила в одной комнате с юной же графиней Екатериной Воронцовой (в замужестве — знаменитой княгиней Дашковой).
И вдруг наступил ужасный момент — Лия заявила своей подруге Катеньке, а потом и императрице, что она вовсе не девица, а мужчина, сподвижник Дугласа, и что вся операция с переодеваниями нужна была только для того, чтобы проникнуть во дворец и сообщить государыне о страстном намерении Людовика XV восстановить отношения с Россией. Елизавета была в восторге от проделки ловкого француза и послала его в Париж с известием о том, что раскрывает свои объятия христианнейшему из королей.
Все это — выдумка, за исключением того, что во второй приезд в Россию в 1756 году Дугласа сопровождал секретарь шевалье д'Эон".
Дожив до почтенного возраста, шевалье продолжал свою карьеру фехтовальщика, пока неловкий выпад ученика не рассек ему мышцы на правой руке. Оставшиеся годы он жил на мизерную пенсию и подачки немногих оставшихся друзей-эмигрантов. Вот факт, подтвержденный мночисленными воспоминаниями очевидцкв:
1787 год. Второй день Пасхи. Английские дворяне собираются понаблюдать за "потешным" поединком двух фехтовальщиков. Исход поединка, похоже, заранее предрешен.
Претендент - 20-летний, шести футов ростом - прекрасно сложен и, несмотря на молодость, имеет репутацию искусного фехтовальщика.
Его оппонент-шевалье д'Эон, невысокий крепыш-француз - почти в три раза старше. Но это еще не самое странное. Д'Эон обряжен в женское платье с тремя нижними юбками, а на голове у него - дамский капор. В итоге д'Эон без труда побеждает.
Как видите, его имя окутано легендами, его деятельность действительно была тайной и не так уж легко прочитывается, несмотря на обилие документов, оставленных шевалье после смерти. Да, загадочная фигура. Ни одно поколение будет еще изучать его. Ну а мне нравятся почти все портреты шевалье, которые я с удовольствием выложила.
Возможно, о д’Эоне забыли бы навсегда, если б не неожиданная находка. В конце весны 2012 года в частной коллекции отыскался считавшийся пропавшим «Портрет дамы в шляпе с пером». Крупнейший британский специалист по живописи Филипп Моулд установил, что на портрете, написанном с натуры англичанином Томасом Стюартом, изображен именно д’Эон.
А поскольку Томас Стюарт рисовал исключительно театральных актеров, можно предположить, что в жизни д’Эона была ещё одна и, похоже, самая загадочная страница – связанная с театром.
Bats, версий, кто "оно" может быть много. Гермафродитизм в том числе. Неплохо бы было отыскать ДНК шевалье, часть версий это могло бы снять. Но где ж найдешь?
Bats, мне трудно ответить на это однозначно. С одной стороны - да, уважать желание человека вроде как нужно. Но с другой стороны - хочется установить истину. И даже не потому, что это остренькая тема, а потому, что вот лично мне интересно докапываться до подоплеки разных вещей. Как, например, писать о шевалье, не зная, кто он и чем себя чувствовал? Нет, я о нем писать не буду, мне достаточно выстроить версию и следовать ей. Но интересно ж!
Шано, ну, анализ ДНК не даст Тебе информации ни о том, кто он, ни о том, как он себя чувствовал. Скажем, определишь, что он был ХУ, и что? Есть ХУ с женским фенотипом.
Bats, ну ясно, что он таки мужчина, а не девица, которой было тесно в отведенных ей гендерных рамках. А тут уже тоже остается пространство для веера версий, я ж не говорила, что ДНК-анализ решит все.
ну ясно, что он таки мужчина, а не девица Шано, неа, не ясно. Гляди: ХХ-мужчины – в отличие от пациентов с истинным гермафродитизмом пациенты имеют четко выраженные мужские гениталии (как наружные, так и внутренние), однако яички, как правило, не опущены и гиполастичны. Кариотип – 46/ХХ. В период полового созревания определяется частичная недостаточность тестостерона. Взрослые ХХ-мужчины бесплодны. ХУ-женщины – пациенты имеют женские наружные гениталии (см. выше чистая агенезия гонад, кариотип 46/XY) Диагноз гермафродитизма, как правило, болезненно воспринимается пациентами и их родителями. Поэтому в 2006 году на международной конференции, посвященной проблемам нарушения полового развития, было предложено заменить как сам термин гермафродитизм, так и указание в диагнозе половой принадлежности, т.е. мужской или женский гермафродитизм. www.endogyn.ru/dg.html
Шано, неа, не ясно. Гляди:
ХХ-мужчины – в отличие от пациентов с истинным гермафродитизмом пациенты имеют четко выраженные мужские гениталии (как наружные, так и внутренние), однако яички, как правило, не опущены и гиполастичны. Кариотип – 46/ХХ. В период полового созревания определяется частичная недостаточность тестостерона. Взрослые ХХ-мужчины бесплодны.
ХУ-женщины – пациенты имеют женские наружные гениталии (см. выше чистая агенезия гонад, кариотип 46/XY)
Диагноз гермафродитизма, как правило, болезненно воспринимается пациентами и их родителями. Поэтому в 2006 году на международной конференции, посвященной проблемам нарушения полового развития, было предложено заменить как сам термин гермафродитизм, так и указание в диагнозе половой принадлежности, т.е. мужской или женский гермафродитизм.
www.endogyn.ru/dg.html